Война, как в Ираке, грозит не каждому «государству-изгою». Администрация США, как это можно было услышать на прошлой неделе из Вашингтона, планирует поступать не со всеми одинаково. Ирак должен быть умиротворен созданием гражданского правительства. Сирии государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) грозит санкциями. В случае с Северной Кореей администрация Буша (Bush) продолжает делать ставку на дипломатию. Можно ли считать тревогу многих государств, будто США после успешной интервенции в Ираке захотят демократизировать и другие страны военным путем, необоснованной?
«Основой нашей стратегией являются убедительность и страх. Это означает, что если какая-то страна располагает оружием массового уничтожения или есть признаки данного обстоятельства, если предоставляется убежище для террористов, то мы по этой стране нанесем удар», - сказал редактор близкого к правительству журнала "The Weekly Standard" Крис Колдуэлл (Chris Caldwell). «Самое большое преимущество этой стратегии в следующем: нам нет необходимости ни на кого нападать», - считает он. Разместив своих военнослужащих на границах с Сирией, Ираном и Саудовской Аравией, США ясно продемонстрировали свою готовность задействовать эти войска в случае необходимости. «Поэтому теперь появилась возможность предоставить остальной регион самому себе и своему собственному контролю», - сказал Колдуэлл корреспонденту "Welt am Sonntag".
Министр иностранных дел Джек Стро (Jack Stro) на прошлой неделе тоже подчеркнул, что Сирия военной целью не станет. «Возможность того, что мы прибегнем к военным средствам, равна менее десяти процентов», - говорит директор берлинского Института Аспена Джеффри Гедмин (Jeff Gedmin). Даже если бы какая-то небольшая группа внутри американской администрации выступила за военную интервенцию, дело до этого не дошло бы, уверен американский политолог. Достаточно велики уже нынешние проблемы в Ираке, в отношениях с Северной Кореей и Ираном, к тому же президент Буш не хочет терять свой шанс быть избранным на второй срок.
США путем политического давления хотят заставить Сирию не предоставлять убежище иракским функционерам и не продолжать разработку своего химического оружия. Вашингтон делает пока ставку на вариант кнута и пряника: несмотря на многочисленные угрозы в адрес сирийского режима, государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) намерен в ходе своей поездки по странам Ближнего Востока посетить также Дамаск. Так же в настоящее время Вашингтон действует в отношении Северной Кореи. В частности, согласно заявлению Пхеньяна, Северная Корея собирается в рамках своей ядерной программы регенерировать 8 000 отработанных топливных стержней. Состоятся ли запланированные на эту неделю переговоры между США, Китаем и Северной Кореей, вопрос остается открытым. Тем не менее, американская администрация продолжает придерживаться варианта проведения с Северной Кореей переговоров.
«Хорошая новость заключается в том, что мы не будем нападать на Северную Корею, - говорит Джеффри Гедмин. - Плохая новость: что произойдет, если не поможет дипломатия?»
Ответ американцы пытаются искать в настоящее время в стране, где дипломатия провалилась: в Ираке. Уполномоченный США Джей Гарнер (Jay Garner) встречался на прошлой неделе с представителями различных иракских группировок, чтобы обсудить с ними вопрос гражданского управления под американским контролем. Будет ли у иракцев голос в переходном правительстве? «Относительно быстрое завершение войны заставляет предполагать, что будет нетрудно сформировать, по крайней мере, местное правительство. Это не будет система, навязанная сверху», - сказал бывший американский советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski) корреспонденту "Welt am Sonntag". Тем не менее, он предостерегает от излишней эйфории: «За одну ночь демократия не появится».
Бжезинский с пониманием относится к тому, что многие европейцы задаются вопросом, на какую следующую страну нападут США: «Это реакция на безответственные штампы небольшой группы американцев, которые возомнили, что контролируют всю стратегию США».