22 апреля 2003 года. Франция и Россия ведут жестокую игру за счет народа, к которому, как они утверждают, они испытывают симпатии. В то время как гражданские иракцы во многих местах заняты поисками пищи и воды, нефтехранилища в турецком порту Джейхан (Ceyhan) до краев наполнены иракской нефтью, которой там более 9 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л).
Если бы иракцы могли продать эту нефть, то появилась бы возможность на эти деньги купить воду, продовольствие и медикаменты и восстановить дороги и школы. Для того чтобы это стало возможным, необходимо осуществить две перемены: оккупированная страна должна иметь новое правительство, а Организация Объединенных Наций (ООН) должна отменить введенные 12 лет назад экономические санкции, которые не сумели достичь своей цели побудить тираничного Саддама Хусейна (Saddam Hussein) к проведению реформ.
Как это ни печально, но в то время как Соединенные Штаты и Великобритания пытаются помочь прежде лишенным гражданских прав иракцам создать правительство, Франция и Россия создают препятствия на пути отмены санкций. В понедельник, например, одно российское агентство новостей процитировало одного высокопоставленного чиновниками Министерства иностранных дел (МИД), России, который заявил, что санкции нельзя отменять до тех пор, когда инспекторы ООН по вооружениям объявят Ирак свободным от оружия массового поражения (ОМП).
До того как союзные силы вторглись в Ирак, Франция и Россия, разумеется, выступали за отмену санкций, невзирая на химическое, биологическое или ядерное оружие, которое, возможно, прятал г-н Хусейн. Компании из обеих стран поддерживали тесные деловые отношения с иракским правительством, которое выдавало контракты на добычу нефти только компаниям из стран, считавшихся дружественными, и мгновенно их аннулировало, если только чувствовало, что лояльность этих стран стоит под вопросом.
Ирак прекрасно понимал, что Франция и Россия обладают правом вето в Совете Безопасности (СБ) ООН, и именно угроза применения этого вето в прошлом месяце помешала администрации Буша-младшего (George W. Bush) завоевать поддержку для своего проекта резолюции, разрешающей применение силы против Багдада. Вторжение состоялось без благословения ООН, и теперь Соединенным Штатам нужно проявить дипломатическую ловкость, чтобы восстановить порушенные отношения и позволить иракской нефти работать на благо самих иракцев.
Первое, Вашингтону следует перестать противиться возвращению в Ирак инспекторов ООН по вооружениям, которые покинули эту страну перед войной. После чего СБ следует по-деловому провести переговоры об отмене всех санкций - включая и санкции на экспорт нефти - если потребуется, поэтапно, но возможно более быстро. В таком случае страна сумеет начать восстановление, перестав быть заложником политических ссор между другими странами.
Россию и Францию особенно заботит роль ООН в послевоенном Ираке. Свободное от контроля со стороны ООН иракское правительство с большей вероятностью станет выдавать контракты на многие миллиарды долларов компаниям из тех стран, которые поддержали смещение г-на Хусейна, а не из стран, которые противились этой войне, в их числе Россия и Франция.
Нелогичный приступ пикировки ничего в этом не изменит. Что нужно, так это чтобы все страны сделали глубокий вдох, отложили в сторону циничные своекорыстные интересы и начали спасать ООН - и, что еще более важно в данный момент - народ Ирака.