Владислав Ачалов может сказать о Саддаме Хусейне только хорошее: «Он сильный человек, сражающийся за свою страну». Бывший заместитель министра обороны СССР, Ачалов встречался с Саддамом «несколько раз» во время своих частых визитов в Багдад; последний раз он был там в апреле прошлого года на пышном праздновании дня рождения иракского диктатора в Тикрите.
Российские журналисты воспользовались случаем узнать, давал ли Ачалов и другие отставные российские генералы военные советы Багдаду в этой войне. Ачалов это отрицал, но признал, что высокие российские чины часто ездили в Ирак. «Мы не все время говорили о женщинах», - добавил он с усмешкой.
Москва и Вашингтон настаивают на том, что стремятся зарыть топор войны и оживить «стратегическое партнерство», возникшее после 11 сентября. Но сделать это, кажется, становится с каждым днем все труднее. Вскоре после начала войны США обнародовали сведения о поставках Россией оружия в Ирак - от радиолокационных станций общего назначения, то есть «глушилок» для создания помех американской системе спутникового наведения - до ракет «Корнет», которыми были уничтожены несколько танков союзнических войск во время сражений. Далее последовали утверждения, что Ачалов и другие ветераны российской военной элиты общаются с иракскими военными стратегами. Потом американские войска, похоже, при таинственных обстоятельствах расстреляли автоколонну российской дипломатической миссии, покидавшую Багдад.
На прошлой неделе журналисты, рывшиеся в развалинах правительственных зданий в Багдаде, собрали новый урожай щекотливых предположений. Лондонская газета Sunday Telegraph получила документы из штаб-квартиры иракской секретной полиции «Mukhabarat», которые якобы указывают, что российская разведка, СВР (SVR), делилась с иракскими коллегами добытыми сведениями, в том числе записью обсуждения военных планов на закрытой встрече Тони Блэра и Сильвио Берлускони, а также списком наемных убийц на Западе, которых могли порекомендовать русские. Во время поисков в другом здании репортеры из San Francisco Chronicle нашли выглядевшие вполне официально удостоверения «Специального учебного центра» ("Special Training Center") в Москве, в котором иракские агенты обучались приемам прослушивания и слежки еще в конце прошлого года.
Пока реакция как Лондона, так и Вашингтона была приглушенной. Представитель британского посольства в Москве преуменьшил значение документов: «Наши приоритеты сейчас - разбираться с проблемами в самом Ираке». Посол США в Москве Александр Вершбоу заявил российским журналистам, что Вашингтон знал о некоторых «законных» контактах иракской и российской разведок. К тому же определить степень вовлечения непосредственно правительственных кругов в такие контакты может быть трудно, так как известно, что его военные и разведывательные структуры иногда трудятся «внештатно», чтобы получить прибавку к своим скудным бюджетам.
Каковы бы ни были причины, относительное отсутствие официальной реакции поражает. Анатоль Ливен (Anatol Lieven), эксперт по России в вашингтонском фонде Карнеги (Carnegie Endowment for International Peace), утверждает, что США боятся спровоцировать еще большее сближение президента Владимира Путина с Францией и Германией и подстегнуть укрепление их антиамериканского альянса в ООН. Сара Мендельсон (Sarah Mendelson) из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) в Вашингтоне считает, что администрация не хочет публично высказывать свое растущее недовольство Москвой в основном из боязни предположений, что Джордж Буш и его советник по национальной безопасности Кондолиза Райс ошибались насчет Путина и добрых намерений России.
Ясно, что Вашингтон хочет помощи от России - в качестве союзника в борьбе с терроризмом, нового источника дешевой нефти и противовеса Европе. Россия также служила посредником в северокорейском ядерном кризисе, и Вашингтон, возможно, надеется использовать особые отношения России с Ираном, чтобы убедить Тегеран отказаться от его амбиций создать атомную бомбу.
И все же некоторые эксперты говорят, что урон американо-российским отношениям будет трудно восполнить. «Наша политическая элита явно ненавидит Америку», - говорит московский политический аналитик Андрей Пионтковский. Москва осудила Соединенные Штаты за их недавнюю критику в адрес Сирии. И после нескольких уклончивых высказываний Путин отверг призыв администрации Буша списать иракские долги, среди которых 8 миллиардов долларов причитаются Москве. В ООН Россия и ее европейские союзники блокируют требование США отменить санкции, чтобы иракскую нефть можно было реализовать для покрытия расходов на гуманитарные нужды и послевоенное восстановление. Вашингтон и Москва, возможно, еще сумеют снова действовать сообща, но к этому перевалу ведет трудная дорога в гору.