21 апреля 2003 года. Всякий раз, когда Америка затевает войну, следствием является увеличение числа американских военных баз на зарубежных территориях. Разгромив Саддама Хусейна (Saddam Hussein), Пентагон планирует создать в Ираке четыре свои военные базы. Эти планы являются новым свидетельством распространения американской военной мощи после событий 11 сентября. В последние 2 года мир стал свидетелем ускоренного развертывания американских вооруженных сил за тысячи миль от родины, начиная с Балканского полуострова и вплоть до китайской границы, включая Кавказ, Среднюю Азию, Ближний Восток и Индийский субконтинент. От Кэмп-Бондстил (Camp Bondsteel) в Косово до авиабазы Бишкек в Киргизстане, арендованной для войны в Афганистане, американцы устанавливают свое военное присутствие в местах, где их никогда прежде не было.
Тринадцать новых баз в девяти новых странах, опоясывающих Афганистан, были быстро созданы в Средней Азии, которая впервые стала американским театром военных действий. Аналитик проблем безопасности в Центре оборонной информации в Вашингтоне Маркус Корбин (Marcus Corbin) говорит: "Очень быстрый рост количества американских баз на зарубежных территориях вызывает опасения у остального мира". Уже имеются планы перемещения американских баз с территории Германии в страны Восточной Европы, в частности, в Польшу, а также в Румынию и Болгарию, которые расположены недалеко от Ближнего и Среднего Востока. Ранее в этом месяце командующий ВВС США в Европе генерал Грегори Мартин (Gregory Martin) побывал с визитом в Болгарии и Румынии, оценивая возможности закупки земли и недвижимости для перемещения американских вооруженных сил на Балканы.
В Познаньском воеводстве, западная часть Польши, миллионы долларов были истрачены на восстановление взлетно-посадочных полос, совершенствование инфраструктуры и строительство дорог в районе авиабазы Кжесины (Krzesiny) в ожидании, когда Дядя Сэм займет и ее тоже.
Самым большим шоком войны в Ираке для Пентагона было то, что он не смог воспользоваться территорией Турции как плацдармом для вторжения, сказал г-н Корбин. Поэтому Соединенные Штаты намерены удвоить свои усилия с целью разнообразить свои базы и потенциальные возможности. Лишившись возможности использовать территорию Турции, Соединенные Штаты были вынуждены использовать румынскую авиабазу в районе черноморского порта Констанца, чтобы оттуда перевозить морем в Северный Ирак американских солдат и военную технику, в то время как 400 американских военнослужащих в аэропорту города Бургас в Болгарии обеспечивали операции по дозаправке самолетов.
Новые базы в Средней Азии, на Ближнем Востоке и на Балканах означают, что американские военные теперь опоясали земной шар стальным обручем своих баз от Гренландии до пустынь Южного Афганистана так, как никто никогда до них этого не делал.
Но больше может одновременно означать и меньше. Если на момент окончания "холодной войны" за пределами Америки находились более 1 млн. военнослужащих, включая около 400 тысяч членов их семей, то ныне их численность на примерно тысяче военных баз сокращена на 40%.
Возросшие возможности стратегических воздушных перебросок, технический прогресс и изменение военной доктрины США, которая теперь ориентирована не на устрашение, а на превентивные действия и быстрое реагирование на угрозы, влекут за собой уменьшение численности боевых сил. По словам г-на Корбина, "при министре обороны Дональде Рамсфелде (Donald Rumsfeld) четыре или пять человек узурпировали правительство США и хотят, чтобы США контролировали события во многих важных регионах земного шара".
Заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) в прошлом году сказал, что "функция военных баз больше политическая, нежели военная. Они посылают сообщение всем".
Это такая политика, которая связана с риском, поскольку военные базы являются объектом для нападений террористов. Пентагон расходует миллиарды долларов на 45000 человек в составе подразделений охраны и обеспечения безопасности своих объектов на зарубежных территориях.
"Кроме того, возможно, существует еще одна опасность: переоценить пределы своих возможностей, чрезмерно растянуть свои силы - предостерегает Марк Висенцино (Mark Vicenzino), вашингтонский аналитик стратегической политики. - Это урок истории, урок империи".