23 апреля 2003 года. В разгар войны в Ираке, когда американские войска стояли на подступах к Багдаду, советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) потихоньку уехала из Вашингтона на один день. Ее пунктом назначения была Россия и кабинет президента Владимира Путина. Там она провела с российским руководителем беседу в духе объяснения в трудной любви.
По словам тех официальных лиц, которые знают о содержании их беседы, она говорила о сделанном Россией "стратегическом выборе" выступать заодно с Соединенными Штатами в мире после "холодной войны" и возможном сотрудничестве в деле (послевоенного) восстановления Ирака.
Но она также предостерегла, что Соединенные Штаты считают антивоенную агитацию менее приемлемой сейчас, когда американские солдаты рискуют жизнью в бою, чем в период до начала боевых действий. (Не было заявлено об опасениях некоторых официальных лиц США, что вероотступники из числа российских офицеров, возможно, продолжают снабжать иракцев разведывательной информацией.)
Более важным, чем все сказанное, был сам факт, что г-жа Райс вообще нанесла этот визит. Г-н Путин получил персональный знак внимания, тогда как выступающие с ним заодно против этой войны руководители Франции и Германии остались в одиноком смятении. Сегодня очень большое значение придается вопросу о том, можно ли позабыть о расколе с Францией и Германией. Но, как заставляет предполагать визит в Москву г-жи Райс, в новом глобальном дипломатическом раскладе, в котором самую серьезную угрозу представляют небольшие страны и движения, состояние американо-российских отношений более важно.
Если Россия и Соединенные Штаты договорятся об отмене санкций против Ирака, жребий будет брошен. Франция, которая хочет получить возможность участвовать в решении проблем Ирака, но не желает рисковать изоляцией в Совете Безопасности (СБ), чтобы этого добиться, присоединится к мнению большинства. Китай, которому почти нечего терять, едва ли станет поднимать шум.
Завязка этой драмы не особенно многообещающа: во вторник Россия вновь повторила, что хочет, чтобы инспекторы Организации Объединенных Наций (ООН) по вооружениям были снова отправлены в Ирак, что вполне может усложнить процесс объявления этой страны свободной от оружия массового поражения (ОМП), а это, в свою очередь, приведет к задержке с отменой санкций. Однако вступительный акт менее важен, чем вопрос о том, как быстро ООН доберется до финального акта.
Помимо Ирака, Соединенным Штатам нужно постоянное сотрудничество России в борьбе против терроризма. Г-н Путин сделал исключительно важный шаг, согласившись на переброску американских солдат и боевых самолетов в бывшие советские республики Средней Азии, что существенно облегчило задачу ведения боевых операций против "Аль-Каиды" и движения "Талибан" в Афганистане и расширило влияние Соединенных Штатов в регионе.
А тем временем Соединенные Штаты пытаются помочь г-ну Путину с его собственной проблемой - воинствующими исламистами, пытающимися вытеснить россиян из Чечни. Соединенные Штаты согласились с тем, что Панкисское ущелье Грузии, расположенное рядом с российской границей, является убежищем для этих террористов, и совместно с грузинским правительством принимают меры к тому, чтобы изгнать их оттуда.
Что касается Северной Кореи, Вашингтону требуется помощь Москвы. Никто, кажется, не способен диктовать северокорейскому правительству, что ему следует делать, но Россия совместно с Китаем могут сделать жизнь северокорейцев настолько некомфортной, что они поймут мудрость решения отказаться от своих амбиций обзавестись ядерным оружием.
Перечень областей, где Соединенные Штаты и Россия нуждаются друг в друге, настолько длинный - он даже может включать оказавшуюся в опасности Международную космическую станцию (МКС) - что один высокопоставленный помощник Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) даже утверждает, что сегодняшние отношения Америки с Россией являются самыми широкими из всех.
Иракская война поставила эти отношения под угрозу, главным образом потому, что она случилась после того, как г-ну Путину в последние годы пришлось молча проглотить столь много американской экспансии. Он согласился не только на ввод американских войск в Среднюю Азию, но и на расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) на восток, к границам России, а также на посаженное Соединенными Штатами правительство в соседнем Афганистане.
И после всего этого согласиться на войну в Ираке было для г-на Путина просто больше, чем он мог себе позволить, не рискуя перманентным отчуждением российской общественности и элиты. "Россия находится в середине важного процесса стратегической переориентации внешней политики с интересов Советского Союза на интересы России, - говорит один высокопоставленный помощник г-на Буша-младшего. - Ирак пришелся на время, когда, по моему мнению, этот процесс еще не успел завершиться".
Теперь г-ну Бушу-младшему предстоит задача постепенно вернуть российское руководство на те позиции, которые оно занимало прежде. В лице г-на Путина мы имеем дело с руководителем, который принял историческое решение действовать заодно с Соединенными Штатами. В лице г-жи Райс президент США имеет советника по национальной безопасности, которая хорошо знает Россию, настолько хорошо, что даже способна беседовать по-русски с г-ном Путиным и с его высшими помощниками.
Учитывая, что г-ну Путину пришлось проглотить слишком много неприятного, можно полагать, что он, скорее всего, в течение какого-то времени еще будет находиться в сомнении. Для администрации США г-н Путин, вероятно, по-прежнему представляет скорее новую Европу, которая ей нравится, чем старую и отсталую Европу, которая видится ей такой неуступчивой.