Объявленное вчера слияние российских нефтяных концернов «Сибнефть» и «Юкос» означает не только выход России в ведущую лигу нефтяных транснациональных компаний, но и демонстрирует страх, существующий перед Кремлем. Слияние преследовало, видимо, цель добиться той критической массы, когда бы можно было противостоять государственному вмешательству в российскую сырьевую отрасль. Поскольку у оказавшихся в немилости олигархов, таких, как находящийся в добровольной эмиграции в Лондоне Борис Березовский, и не только у них, существуют опасения, что президент Путин возьмет нефтяные и газовые гиганты после своего ожидающегося переизбрания в марте будущего года в еще больший оборот.
Это уже происходит, когда во всех будущих проектах явное предпочтение отдается государственному нефтяному концерну «Роснефть», газовому гиганту «Газпром» и монополисту, владеющему трубопроводной системой, компании «Транснефть». Им передаются новые трубопроводы и, по наблюдениям западных экспертов, также права на добычу, которые раньше продавались на аукционах частным компаниям. Следующим шагом будет, судя по всему, принятие закона о природных ресурсах, согласно которому неиспользуемые лицензии на добычу должны возвращаться государству.
Чтобы упредить своего рода частичную экспроприацию и застраховаться от этой стратегии с помощью совместных проектов с международным нефтяным рынком, «Юкос» проглотил «Сибнефть». Дело в том, что о концерне «Сибнефть», как ни об одном другом концерне, говорят, что он является предприятием, принадлежащим к названному «семьей», скрытому за завесой кругу бывшего хозяина Кремля Бориса Ельцина. А время этой «семьи» истекает: если в первое время своего пребывания на посту президента Путин еще не пытался трогать доходные местечки Ельцина и оставлял ключевые посты за прежними людьми, то в период второго президентского срока с этим будет покончено. Так как на этот раз ожидаемое переизбрание будет результатом собственных усилий. Нынешний хозяин Кремля ушел от Ельцина в свободное плавание.
То, что бывший агент КГБ предоставляет Юкосу свободу действий, имеет под собой причину: путем слияния отечественное энергетическое хозяйство громадной страны остается в значительной мере в российских руках. «Юкос» утащил в лице «Сибнефти» из-под самого носа зарубежных конкурентов самый лакомый объект, который они жаждали. После покупки концерном "BP" 50 процентов акций занимающего четвертое место по объемам добычи российского нефтяного концерна «ТНК» приобретением собственности в России заинтересовались и другие западные концерны. В условиях сокращения добычи нефти на Северном море они хотят избавиться от односторонней зависимости от Ближнего Востока. И теперь западным концернам остается немногое: «Лукойл» работает на международной арене и является достаточно крупным концерном, чтобы выжить самостоятельно. А нефтяная компания «Роснефть» - государственное предприятие совсем во вкусе Путина.
Остаются лишь «Татнефть» и «Башнефть» - два плохо управляемых предприятия, подконтрольных региональным политическим князьям, - и еще концерн «Сургутнефтегаз». Курс акций концерна в связи со слухами о продаже взлетел уже неделю назад. Глава концерна Владимир Богданов мог бы сейчас по-настоящему заработать. Однако деньги для аскета Богданова ничего не значат - работа для него все. Западным концернам, видимо, остается бороться только за отдельные российские проекты по добыче нефти - в сотрудничестве с российскими компаниями.