Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США-КНДР: последний шанс для предотвращения войны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Китаю, равно как и Северной Корее и США, эти переговоры дают последний шанс для предотвращения войны, которой никто не хочет", - отмечает в своем комментарии из Пекина обозреватель правоцентристской Le Figaro Франсуа Отэ. По мнению автора, "лидер КНДР Ким Чен Ир, который провел большую часть иракской войны в бункере, смотря телеканал CNN, понимает, что он должен пойти на уступки". Однако "Джордж Буш пока не заявил о готовности гарантировать безопасность нынешнего режима КНДР". "Ибо тогда, - продолжает обозреватель Le Figaro, - президенту США пришлось бы объяснять американцам, почему он оставил у власти такого отвратительного диктатора, как Ким Чен Ир, который даже хуже Саддама Хусейна. Странная сдержанность Вашингтона, тем не менее, показывает, что команда Буша не хочет начинать войну в этой части Азии".

В комментарии Франсуа Отэ под заголовком «США и Северная Корея ведут переговоры в Пекине», опубликованном в номере Le Figaro за 23 апреля, в частности, говорится: «Начинающиеся сегодня в Пекине при посредничестве Китая переговоры между США и Северной Кореей призваны урегулировать кризисную ситуацию, которая возникла в январе 2002 года после того, как Джордж Буш включил КНДР в «ось Зла». В ответ на это решение главы Белого Дома режим в Пхеньяне пошел на ядерный шантаж, который вызывает беспокойство в Японии, Южной Корее, России и Китае.

Хотя США и КНДР стремятся избежать военного конфликта, тем не менее Вашингтону и Пхеньяну будет трудно достичь компромисса, так как в преддверии нынешнего раунда переговоров напряженность в двусторонних отношениях накалилась до предела. Именно по этой причине китайская сторона не предает огласке детали этой встречи, которая, возможно, является лишь началом долгого этапа переговоров. Американскую делегацию на переговорах возглавляет помощник госсекретаря Джеймс Келли, ответственный за политику США в тихоокеанской Азии. Для участия в переговорах из Пхеньяна прибыл второй человек в государственной системе КНДР вице-маршал Чо Мен Рок. Пока ни одна из сторон не дает каких-либо комментариев. «Темы обсуждения будут определены тремя сторонами после консультаций», - заявил вчера официальный представитель МИД Китая.

В конце минувшей недели США едва не аннулировали встречу в Пекине. Причиной тому - недоразумение, возникшее после перевода на английский язык официального заявления руководства КНДР. Поначалу США интерпретировали содержание этого документа как информацию о том, что Северная Корея завершила переработку 8 тысяч стержней отработанного ядерного топлива. Для Вашингтона сообщение о начале вторичного использования этих стержней ядерного топлива могло стать сигналом к немедленной бомбардировке ядерного центра КНДР в Йонбьоне. Видимо, поняв эту опасность, вчера Пхеньян опубликовал исправленную версию этого заявления. В этой версии говорилось, что Северная Корея «успешно продвигается к завершению финальной стадии подготовки к переработке ядерного топлива».

Китайская сторона проявляет на переговорах осторожность, пытаясь преуменьшить свою роль. В Пекине решили, что, как и при решении всех деликатных проблем, в этом вопросе не стоит ничего обещать, чтобы потом никто не был разочарован. В феврале Вашингтон призвал Китай играть конструктивную роль в сближении между США и КНДР, однако в минувшую пятницу официальный Пекин заявил, что Китай «не намерен выступать в роли посредника» на нынешних переговорах. В то же время хорошо известно, что Китаю, равно как и Северной Корее и США, эти переговоры дают последний шанс для предотвращения войны, которой никто не хочет. Эти переговоры решающие.

Сегодня никто уже не отрицает, что КНДР как неосталинская тирания оказалась в историческом тупике. Ядерный шантаж КНДР, озвученный в октябре 2002 года, когда эта страна заявила, что способна обогащать уран для производства атомных бомб, является всего лишь повтором шантажа, к которому в Пхеньяне прибегли в 1993 году. Тогда Билл Клинтон дорого заплатил за прекращение северокорейской ядерной программы.

Однако Пхеньян секретно продолжал работы над созданием ядерного оружия. Естественно, Джордж Буш не хочет повторить ошибку своего предшественника. Лидер КНДР Ким Чен Ир, который провел большую часть иракской войны в бункере, наблюдая телеканал CNN, понимает, что он должен пойти на уступки. Это единственный шанс для его выживания - это Китай, который не хочет видеть, как американские солдаты приблизятся к его границам. При этом в Пекине не меньше, чем в Вашингтоне, не хотят смириться с превращением Северной Кореи в ядерную державу.

На этот раз Ким Чен Ир надеется в обмен на отказ от разработки ядерного оружия получить гарантии сохранения своего режима, прекращения дипломатической изоляции КНДР и предоставления финансовой помощи этой стране. Китай поддерживает такой подход, правда, не признается в этом. Россия также поддерживает позицию КНДР, так как в Москве не хотят приближения американцев к Владивостоку. В Пекине надеются, что по итогам нынешних переговоров между Вашингтоном и Пхеньяном будет подписан мирный договор, который заменит режим перемирия, заключенный между двумя частями Кореи в 1953 году. Это позволило бы обеспечить приток южнокорейских капиталов в Северную Корею. В этом дипломатическом маневре китайцам помогает руководство Южной Кореи, которое также не заинтересовано в крушении режима в Пхеньяне, ибо в этом случае 22 миллиона голодных несчастных жителей Северной Кореи устремились бы в сторону Сеула.

Джордж Буш пока не заявил о готовности гарантировать безопасность нынешнего режима КНДР. Ибо тогда президенту США пришлось бы объяснять американцам, почему он оставил у власти такого одиозного диктатора, как Ким Чен Ир, который даже хуже Саддама Хусейна. Странная сдержанность Вашингтона, тем не менее, показывает, что команда Буша не хочет начинать войну в этой части Азии. Эта война поставила бы под вопрос роль США в качестве арбитра в регионе. Так что остается договариваться. И это будет очень трудной задачей. По словам южнокорейского дипломата, Сеул «подключится к переговорам только после того, как стороны достигнут существенного прогресса». Он не исключает, что «переговоры могут длиться годами».