Великая сибирская нефтяная лихорадка закончилась, практически не успев начаться. После вчерашней продажи «Сибнефти» ЮКОСу и совершения в марте сделки между BP и ТНК бродящих по тундре мамонтов почти не осталось. А оставшиеся, такие как «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», находятся в руках тех, кто вряд ли уступит контроль над ними зарубежной нефтяной компании (НК).
Председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский действовал быстро, ухватив самый большой и лакомый кусок по разумной цене до того, как он стал добычей «Shell» или «TotalFinaElf». Россия сейчас похваляется нефтяной компанией мирового масштаба, но пока еще не мирового значения, и это противоречие будет постоянно раздражать главу ЮКОСа до тех пор, пока он не найдет пути выбраться из Сибири.
Ходорковский не может не понимать иронии ситуации. Западные нефтяные гиганты так сильно хотят пробраться в Россию, что BP была готова, так сказать, продать душу дьяволу ради сделки с ТНК - компанией, с которой до этого она не на жизнь, а на смерть билась в судах. Для акционеров НК ЮКОС, однако (в том числе миллиардера-председателя ее правления), Россия означает недоплату, политический риск. Нефтяные запасы «Сибнефти» оценены во вчерашней сделке всего лишь чуть выше $2 за баррель, хотя за каждый баррель BP фондовый рынок дает более $5.
Преодолеть эту несуразность ЮКОСу будет трудно. Приобретение «Сибнефти» заставит западные структуры встрепенуться и обратить внимание на компанию, которая качает больше нефти, чем «Chevron Texaco», но это также привлечет внимание и к некоторым странным вещам. Вчерашняя сделка, по сути, есть приобретение контрольного пакета акций у хозяина «Сибнефти» Романа Абрамовича и еще нескольких неназванных инвесторов, которые владели более чем 90 процентами «Сибнефти». Основные держатели акций получают по $3,16 за каждую из 20 процентов проданных вчера акций деньгами, а остальные их бумаги обменяют на акции новой компании, стоившие на вчерашний день около $2,70. Мелкие инвесторы получат «справедливую компенсацию» от банка-инвестора.
Российские законы не требуют, чтобы ЮКОС обеспечил равенство интересов крупных и мелких держателей акций, но странно, что ЮКОС вчера упустил возможность взять на себя такие обязательства. Более значительные проблемы ждут ЮКОС за рубежом. Нивелировать ценовые «скидки на Россию» значит иметь существенный «интерес» в нефтяном бизнесе за рубежом. С текущей стартовой позиции ЮКОСу предстоит трудный путь. Именно отсутствие крупных возможностей в других местах так привлекает западных нефтяных магнатов в Россию, так что ЮКОСу придется раскошелиться для проникновения на иностранные нефтеразработки. При нынешней недооценке его акций это может оказаться дорого.
Если только ЮКОС не использует свои собственные активы как разменную монету┘ Закрывая дверь в Россию, Ходорковский может оставить щелку, предложив «ExxonMobil», «Shell» или «TotalFinaElf» партнерство или обмен акциями. Так как надежды купить российскую нефтяную компанию мало, западным гигантам придется теперь бороться за российские нефтяные лицензии, причем без надежды на Соглашение о разделе продукции, которое гарантировало бы налоговую стабильность.
Однако вопрос можно решить путем обмена куска сибирской тундры на оффшор в Западной Африке или даже на полоску пустыни в Ираке. Это обеспечит «Exxon» и «Shell» содействие российского партнера, обладающего политическим влиянием, а ЮКОСу - путь выхода из Сибири и место за «большим столом».