23 апреля 2003 года. Бывали в последнее время периоды, когда в Америке мне казалось, что я снова нахожусь в коммунистической Москве, которую покинул с десяток лет назад.
Стоит лишь настроить радиоприемник на местную новостную станцию, и вот в промежутке между фронтовыми сводками фирма "Lockheed Martin" дает сюжеты, в которых превозносятся ее вклад в национальную безопасность и американское величие. Переключитесь на кабельное телевидение, и репортеры на одном дыхании начнут вещать последние мудрости по обыкновению неназванных "высокопоставленных представителей администрации США", чтобы мы, не дай бог, не отклонились в сторону от узконаправленного общего представления.
Это все так, как обыкновенно бывало, когда над Кремлем развевался флаг с серпом и молотом. Канувшие в небытие боссы пропаганды из ЦК КПСС гордились бы тем, как ворочают делами люди из окружения Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), действующие подобно им самим с высочайшей скрытностью. Тогда это именовалось демократическим централизмом.
Здесь это называется "эффектом Фокса" (Fox Effect). Речь идет о кабельном телевизионном канале "Fox News", владельцем которого является Руперт Мердок (Rupert Murdoch), чьи сверпатриотичные передачи нередко приносят каналу сверхвысокие рейтинги. Телеканал "Fox" руководствуется в своих передачах взглядами Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) на мир в период после 11 сентября - либо ты с нами, либо против нас. "Fox", это всячески подчеркивается, всегда с ним, и за это ему платят в кассе.
Это не для телеканала "Fox" подробно сообщать о неприятных реалиях вроде сопутствующего ущерба, иракских гражданских потерь или неспособности американских военных обеспечить охрану библиотек и музеев. Исламские манускрипты, древние вазы и шумерские надписи? Оставьте их людям с остроконечной головой и левацки настроенным людям. Те репортажи, которые можно было видеть на экранах, показывали ликующие толпы людей, хотя при этом участников событий именовали али-бабами ("Сорок разбойников", поняли?)
Однако это работает. Одной из причин этого является ошибочное, но широко распространенное верование, которое умно пропагандирует г-н Мердок: американские средства массовой информации (СМИ) контролируют либералы, а "честный и уравновешенный" телеканал "Fox" является необходимым и здоровым антидотом. Второе, при всей этой высокопарной болтовне о правде и доверии, новостные передачи кабельного телевидения являются не более чем шоу-бизнесом.
Нравится вам это или нет, но взгляды людей с правого крыла политического спектра, не обремененных сомнениями или политической корректностью, имеют тенденцию быть более привлекательными для зрителей, чем высказываемые с добрыми намерениями мнения людей с левого крыла.
Что, однако, всего важнее, так это то, что телеканал "Fox" понял одну простую истину: люди, которые следят за 24-часовыми кабельными телепередачами с театра войны, делают это потому, что одобряют эту войну. Менее всего им хочется смотреть широкоформатные съемки антивоенных демонстраций ("великих немытых", как выразился один ведущий телеканала "Fox") и антиамериканских протестов на улицах чужих городов.
Не удивительно, что большинство репортажей с поля боя напоминало олимпийские соревнования, в которых Америка побеждает - где танки мчатся по открытой пустыне и где репортеры, "имплантированные" в формирования вооруженных сил США, а также отставные американские генералы, восседающие в телестудиях, вразнос торгуют этим лишенным гуманности, но экзотическим военным языком, позволяя зрителю ощущать испытываемое другими возбуждение от незначительной порции "входящего" огня (предпочтительно, если он сопровождается куда более сильной порцией "исходящего" огня).
Где телеканал "Fox" выступил застрельщиком, другие последовали его примеру. Телекомпания MSNBC, долгое время работавшая также и в кабельном новостном вещании, внезапно наняла группу комментаторов из правого крыла политического спектра и запустила программу "America's Bravest Wall" ("Стена самых храбрых людей Америки" - прим. пер.), где женщины-телеведущие прикалывают на стену фотоснимки и сувениры рядовых солдат - своеобразный зал славы американских Джи-Ай (GI - военнослужащий США - прим. пер.). И то, что сказано о телевидении, вдвойне справедливо в отношении широковещательных радиостанций; в большинстве своем их аудиторией являются мужчины из числа консерваторов, а их комментаторами являются люди с избыточным содержанием тестостерона в крови.
Фактически, ничто из этого особенно не ново. Как признает газета "The New York Times", во второй мировой войне, когда газеты играли роль нынешнего телевещания, в 1944 году в них печатались заголовки вроде "Наши парни колотят япошек" (Our Boys Strike at Japs). Но к тому времени уже никто не сомневался в абсолютной необходимости разгромить японцев и немцев. На этот раз невозможно избавиться от ощущения, что размахивание государственным флагом имеет определенный привкус отчаяния, вроде как желание оправдать войну, которую никогда не следовало начинать.
Отношение Америки к этой войне более сложное, чем можно заключить из опросов общественного мнения. Хотя телевидение, быть может, и пытается поддерживать эту войну своими бравыми высказываниями, повестка новостных сообщений устанавливается не телеканалом "Fox" или MSNBC (аудитория которых куда менее многочисленная, чем у других крупных телеканалов), но десятком ведущих газет. Газеты "The Washington Post" (к удивлению многих) и "The Wall Street Journal" высказали сильную поддержку применению силы для свержения Саддама (Saddam). Газеты "The New York Times" и "The Los Angeles Times" в лучшем случае выразили слабую поддержку, как и большинство менее крупных региональных, но влиятельных изданий.
Как всегда, поддержка войны усилилась, как только войска начали боевые действия. Но мне кажется, что эта поддержка неглубока, хоть и широка. Американцы гордятся действиями своих солдат, испытывают чувство облегчения от того, что война оказалась такой кратковременной, однако хотят двигаться дальше. Буш-младший и его политика сейчас популярны. Но это тоже может быстро измениться, если ОМП г-на Саддама (из-за которого и велась эта война) не материализуется, в Ираке наступит политический беспорядок, а Америка из освободительницы превратится в оккупанта.
Наконец, вопреки мнению, которое продвигают иностранцы, считающие себя куда более умными, американская общественность способна думать сама. Она не купилась на чрезмерную эйфорию начального периода войны, как не купилась и на равно глупый пессимизм СМИ, когда на протяжении нескольких дней сопротивление иракцев, казалось, было более сильным, чем ожидалось ранее.
Таким образом, нет оснований считать, что руководителям "групп поддержки" (американских военных - прим. пер.) на телестудии "Fox" и в других СМИ всегда будет удаваться делать все так, как им того хочется, и еще меньше оснований думать, что американцы каким-то образом станут смотреть сквозь пальцы на подавление инакомыслия в кремлевском стиле. Да, действительно, иногда создавалось впечатление, что это так и есть, но Америка - даже Америка Джорджа Буша-младшего - не Советский Союз.