Побочные доходы от продажи иракской нефти во время действия санкций исчислялись миллиардами долларов - из-за лазеек в программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие», целью которой было накормить иракский народ.
Политики сообщили вчера, что режим Саддама Хусейна «снимал» как минимум по 15-25 центов с каждого из примерно двух миллионов баррелей, продаваемых ежедневной в рамках программы, но иногда его доход составлял 55-75 центов на баррель.
«Мы думаем, что они получали незаконно по меньшей мере 500 миллионов долларов в год», - заявил один из представителей Запада.
Стекавшиеся в Багдад деньги помогали финансировать его запрещенные военные программы, но могли также использоваться для «покупки» влияния за рубежом.
Ирак мог выбирать, какие компании получали выгодные контракты на экспорт нефти или на импорт продовольствия или других гуманитарных поставок.
Больше всего выиграли компании из стран - политических покровителей Саддама в ООН, причем некоторые из этих торговых структур имели лишь медную табличку на дверях.
За семь лет действия программы «Нефть в обмен на продовольствие» российские компании получили на иракских сделках 7,3 миллиарда долларов - почти вдвое больше, чем фирмы любой другой страны. Следующими в списке ведущих торговых партнеров были такие страны, как Египет с 4,3 миллиардами долларов, Франция с $3,7 миллиардами и Иордания, Объединенные Арабские Эмираты и Китай с 3 миллиардами долларов каждая.
Политики утверждают, что британским фирмам перепали «минимальные» сделки, почти все - в сфере здравоохранения и оценивающиеся в пару сотен миллионов долларов.
Программа «Нефть в обмен на продовольствие» вступила в силу в 1996 году, после того, как Ирак согласился допустить ООН к наблюдению за продажей его нефти и закупками на вырученные средства продуктов и лекарств.
Все нефтяные контракты должны были утверждаться комитетом по санкциям ООН, состоявшим из 15 членов Совета безопасности. Деньги депонировались на специальном счете ООН в «Banque Nationale de Paris», с которого происходила оплата товаров, одобренных комитетом по санкциям.
С годами Совет безопасности снял все ограничения на количество нефти, которую мог продавать Ирак, и цена на нефть поднялась, увеличив ежегодную нефтяную выручку Багдада примерно до 20 миллиардов долларов.
В тот же период СБ постепенно отменил санкции на товары гражданского назначения, которые можно было приобретать на «нефтяные» деньги. Ирак мог покупать все, кроме военного снаряжения, если это не входило в «список запрещенных товаров» двойного назначения, которые требовали специального разрешения комитета по санкциям.
Возможность перекачивать деньги со сделок по программе «Нефть в обмен на продовольствие» появилась из-за трудностей с установлением реальной цены на иракский сырец.
Цены на нефть устанавливались «нефтяными надзирателями» ООН, которые пытались соотносить их с мировым рынком. Контрактная стоимость должна была потом утверждаться комитетом по санкциям, любой член которого обладал правом вето.
Поначалу «надзирателей» было трое, но американец и норвежец ушли, оставив одного россиянина, которого иногда критиковали за завышение цен. В течение нескольких лет Россия блокировала новые назначения. Но в конце концов Москва уступила. Ирак смог использовать колебания цен и добился, чтобы назначавшиеся ООН цены имели необходимый «запас» для снятия пенок в виде дополнительных прибылей.
В прошлом году Британия возглавила кампанию за изменение принятой ООН системы на "расчет цен задним числом», чтобы во внимание принимались реальные, а не ожидаемые рыночные условия. В результате перед войной нелегальные прибыли сократились примерно до трех-пяти центов на баррель.
Политики также подозревают, что иракские функционеры наживались на продаже нефтяным рынкам внутренней информации о грядущих шагах Багдада, который часто решал то приостановить, то возобновить добычу.
Реализация программы «нефть в обмен на продовольствие» покрыта глубокой тайной. Комитет по санкциям собирается за закрытыми дверями, и параметры сделок обнародованию не подлежат.