В номере французского еженедельника L'Express за 24 апреля под заголовком "США считают себя непобедимыми и в то же время уязвимыми" опубликовано интервью с директором по научной работе Парижского центра международных исследований Пьером Хаснером."Вопрос: Как Вы считаете, готовы ли еще США сотрудничать с международными организациями?
Ответ: На этот вопрос можно ответить формулой времен администрации Билла Клинтона: «Мы является сторонниками многополярности, когда мы можем, и поборниками однополярного мира, когда это нужно». У Буша все наоборот: американцы при нем являются сторонниками однополярного мира, когда они могут, и защитниками многополярного мира, когда это им нужно. Сегодня для отмены санкций в Ираке американцы нуждаются в поддержке ООН, так как там именно ООН в свое время приняла резолюция по данному вопросу.
Вопрос: Может ли ось Париж-Берлин-Москва оказаться жизнеспособной и способствовать восстановлению многополярного мира?
Ответ: Я так не думаю. Вряд ли можно говорить о Москве как поборнице идеи многополярного мира. Российская сторона никогда не спрашивала чьего-либо мнения, когда она действовала в Чечне или в другом месте. Что же касается оси Париж-Берлин-Москва, то она исчерпала свой лимит, так как каждая из входящих в нее стран пытается сегодня примириться с Вашингтоном. Тони Блэр играет роль посредника между американцами и европейцами, Шредер делает то же самое для примирения самого Блэра с Шираком, в свою очередь, Ширак звонит Бушу и т.д. Я также не считаю, что возможно создание коалиции, которая могла бы стать противовесом США. Может быть, когда то это удастся Китаю┘
Вопрос: Считаете ли Вы, что США, способствовавшие восстановлению Европы после Второй Мировой войны, сегодня так же хотели бы усиления Европы?
Ответ: Нет, не считаю. Вопреки классической логике империй, которые разделяют, чтобы властвовать, США, действительно, воодушевили создание Евросоюза. После рождения «общего рынка» Европа стала соперником Америки. Хотя в период президентства Кеннеди и Никсона эта политика стала более двусмысленной. При них США поощряли то экономическую Европу, а не военную, то вместе с Киссинджером поддерживали военную Европу, а не экономическую. Но в настоящее время Америка вернулась к классической имперской тактике: разделяй и властвуй. Еще вчера Вашингтон призывал Европу выступать с единой позиции, а сегодня Белый дом предпочитает договариваться отдельно то с одной, то с другой стороной. За спиной Франции и Германии США ведут переговоры с Испанией, Великобританией и Италией, а также с новыми странами, вступающими в Евросоюз.
Вопрос: Во время терактов 11 сентября США были в роли жертвы. А сегодня, после войны в Ираке, они в роли победителей. Возможен ли синтез в умах американцев?
Ответ: Я в это не верю. В настоящее время все запуталось, и американцы чувствуют себя одновременно и уязвимыми, и непобедимыми. Они не понимают этого внешнего мира, который в их глазах похож на планету Марс. С одной стороны, они являются невинными жертвами 11 сентября, с другой стороны, сегодня, после вторжения в Ирак, они являются непобедимой сверхдержавой. Это очень взрывоопасный коктейль. Но я полагаю, что рано или поздно, несмотря на это желание реванша, появится защитная реакция против любой имперской авантюры.
Вопрос: Изменит ли война в Ираке мировой порядок?
Ответ: Она, бесспорно, изменит, расстановку сил на Ближнем Востоке. Мировой порядок был изменен, прежде всего, распадом СССР, когда США остались единственной сверхдержавой. Вторая веха - это теракты 11 сентября. Третий важный этап - это войны в Афганистане и Ираке.
Вопрос: Не кажется ли Вам, что война в Ираке похоронила идею многополярного мира?
Ответ : Я не думаю, что можно говорить о многополярности, когда идет речь о том, вести войну или сохранять мир. На мой взгляд, более уместно говорить о многополярности, когда говорят об экономических обменах или о сотрудничестве правоохранительных органов в борьбе против терроризма. Но если нужно решать, надо ли идти убивать или самим придется погибнуть, то это является суверенным выбором каждого государства, в том числе Великобритании, Франции или Германии...
* Пьер Хаснер - директор по научной работе Парижского центра международных исследований, автор ряда политологических трудов. Последняя его книга - «Вашингтон и мир. Дилемма сверхдержавы», Париж, издательство Autrement, 2003 год.