Слияние двух наиболее быстро растущих российских нефтедобывающих компаний, "Юкос" и "Сибнефть", безусловно, займет важное место в истории России. Созданная новая компания "ЮкосСибнефть" с рыночной капитализацией 35 млрд. долл. США при нынешнем объеме добычи нефти 2,3 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) в сутки станет четвертой в мире по добыче, а также третьей в мире по разведанным запасам нефти и природного газа, уступая лишь "Exxon Mobil Corp." и "Royal/Dutch Shell Group". Таким образом, на мировой арене появилась крупная российская частная нефтедобывающая компания, которая может похвастать тем, что ее себестоимость добычи нефти вполовину меньше, чем у "Exxon Mobil Corp.".
На тактическом уровне эта сделка может рассматриваться как ход 39-летнего президента второй по величине в России нефтедобывающей компании "Юкос" Михаила Ходорковского с целью захвата пятой по величине в России нефтедобывающей компании "Сибнефть" прежде, чем это успели бы сделать западные нефтяные гиганты. Переговоры по этой сделке начались всерьез после того, как английская компания "British Petroleum" (BP) вместе с "Тюменской нефтяной компанией" (ТНК) приобрела 50% акций вновь созданной российской компании ТНК- BP. В то время конкуренты BP, "Royal/Dutch Shell" и "TotalFinaElf", устремились в погоню за "Сибнефтью". Г-н Ходорковский обскакал их на повороте.
По условиям сделки от 22 апреля с.г., г-н Ходорковский обязался выплатить группе основных акционеров "Сибнефти" во главе с Романом Абрамовичем 3 млрд. долл. США наличными плюс достаточное количество акций "ЮкосСибнефти", чтобы эта группа в целом имела более 25%. И теперь г-н Ходорковский, который согласно договоренности станет генеральным директором новой компании "ЮкосСибнефть", стал бесспорным королем российского капитализма.
Это, однако, совсем не означает, что никто не осмелится бросить ему вызов. После этой сделки компании "ЮкосСибнефть" и ТНК-BP станут, скорее всего, конкурировать между собой за то, чтобы поглотить других, менее крупных игроков. Глава ТНК-BP Михаил Фридман заявляет, что эта последняя сделка "посылает остальным российским нефтяным компаниям сигнал, чтобы те поразмыслили над слиянием".
Компания "ЮкосСибнефть", планирующая в этом году выделить 2,9 млрд. долл. США на развитие производства, безусловно, будет располагать средствами для вложения в совместные энергетические предприятия за рубежом. Однако главное конкурентное преимущество этой компании - у себя в стране. Компания "ЮкосСибнефть" имеет хорошие шансы на победу в тендерах на выдачу лицензий на развитие целинных нефтяных полей в Восточной Сибири и в других регионах.
Новая компания планирует ежегодно увеличивать объем добычи нефти, как минимум, на 20%. Как утверждает менеджер фондов московской брокерской компании "Prosperity Capital Management Ltd." Маттиас Уэстман (Mattias Westman), "наибольший потенциал роста для 'ЮкосСибнефти' - здесь, в России". Рынку эта сделка, кажется, пришлась по душе: стоимость акций компании "Юкос" после объявления о слиянии выросла на 8%.
Г-н Ходорковский, увеличивая добычу "черного золота", вынужден будет озаботиться маршрутами транспортировки нефти на экспорт. В настоящее время система нефтепроводов России работает с нагрузкой 99%, ограничивая экспортные возможности уровнем 4 млн. баррелей нефти в сутки. Одной из наиболее вероятных приоритетных задач для компании "ЮкосСибнефть" станет строительство нефтепровода в порт Мурманск, в результате чего удалось бы резко снизить себестоимость транспортировки нефти в Соединенные Штаты. "Наши самые важные связи - с Америкой", - заявил в марте репортеру "BusinessWeek" г-н Ходорковский.
Крупные западные нефтяные компании, разочарованные тем, что г-н Ходорковский успел первым добраться до "Сибнефти", все еще имеют возможность установить отношения стратегического партнерства с новым российским нефтяным гигантом через год-другой. Г-н Ходорковский заявляет, что намерен уйти из нефтяного бизнеса в 2007 году - а до этого срока, как показала нынешняя сделка, он не чурается рискованных шагов. Для самой динамичной российской отрасли - и для ее самого дальновидного магната - это только начало.