Эхуд Барак - бывший премьер-министр Израиля
Сейчас, после победы в Ираке, у нас появилась возможность возобновить палестино-израильский мирный процесс. Пути достижения мира на Ближнем Востоке основываются на взглядах президента Буша (Bush) на ситуацию в регионе, которые были озвучены в июне прошлого года: отстранение Ясира Арафата (Yasser Arafat) от руководства Палестинской Автономией; немедленный роспуск террористических ячеек организаций "Хамас" и "Исламский джихад"; создание временного палестинского государства, которому на смену в 2005 году, после успешного заключения мирного договора с Израилем, придет постоянное государство - иными словами, два государства для двух народов.
План достижения мира является важным инструментом, и для его выполнения должны использоваться все возможности. Ради успеха этого процесса Израилю придется пойти на определенные жертвы. Принимая во внимание, что план был разработан с учетом тесного сотрудничества между Европейским Союзом, Организацией Объединенных Наций и Россией (помните недавнее фиаско Совета Безопасности ООН в отношении Ирака?), неудивительно, что Израиль считает, что в этот план необходимо внести некоторые изменения, которые позволят лучше отразить первоначальный замысел президента Буша.
Правительство премьер-министра Ариэля Шарона (Ariel Sharon) должно обеспечить действие закона в местах скопления поселенцев, снести незаконные блокпосты и попытаться найти способы облегчить повседневную жизнь палестинцев. Однако не следует ожидать, что Израиль пойдет на уступки, пока Арафат не будет полностью и бесповоротно лишен исполнительной власти. Мир не наступит, пока у него в руках будет хоть какая-нибудь реальная власть. Подтверждением тому может послужить взрыв, организованный на железнодорожной станции в Израиле террористом-самоубийцей из группировки, связанной с движением Арафата "Фатх".
Короче говоря, план не должен и не может быть претворен в жизнь, пока не прекратятся атаки террористов. Израиль никогда не будет воспринимать устраиваемые смертниками взрывы как средство дипломатии. Террор не будет оказывать влияние на наши позиции. Я настоятельно рекомендую лидерам свободного мира, чтобы они присоединились к этой позиции. Готовность нанести согласованный удар по организациям "Хамас" и "Исламский джихад", а также реальное прекращение террористических актов против израильтян должны стать для нового палестинского правительства тестом на его законность. Какой-либо более мягкий подход может привести в итоге к потворствованию террору и подрыву моральных и стратегических основ доктрины Буша.
Наконец, перед тем, как палестинцы получат согласие всего мира - и Израиля - на создание временного Палестинского государства, они должны признать Израиль как еврейское государство и осознать, что "право на возвращение" для палестинских беженцев применимо только по отношению к Палестинскому государству, но не к Израилю. Это правильно, справедливо и симметрично. Если сейчас не затрагивать этот вопрос, то в будущем это может привести к усложнению ситуации. Именно на этом вопросе были прерваны переговоры в Кэмп-Дэвиде в 2001 году, когда я был премьер-министром Израиля. После этого Арафат преднамеренно и обдуманно обратился к террору. Невыполнение этих справедливых и симметричных требований подорвет саму основу борьбы против терроризма, и станет угрозой для самого смысла существования Израиля. Дорога к миру может завести в ловушку, причем не только Израиль, но и всех участвующих в процессе.
Произошедшие в мире за последние 12 лет события, связанные с Саддамом, Арафатом, Ким Чен Иром, Милошевичем, Каддафи и другими подобными лидерами, позволяют мне сделать вывод, что для возобновления мирного процесса необходимо изменить план его достижения; максимально приблизить этот план к изначальным идеям президента Буша.
Если у Палестинской Автономии появится руководство со способностями палестинского президента Садата или палестинского короля Хусейна, то я уверен в том, что будет возможно достичь мирного соглашения, близкого к принципам, обсуждавшимся в Кэмп-Дэвиде. Арафат уже доказал свою неспособность. Г-н Аббас (Abbas) и министр внутренней безопасности Мохаммед Дахлан (Mohammed Dahlan) - серьезные люди. На протяжении последних двух лет они ставили под вопрос целесообразность осуществляемых смертниками терактов и продолжения интифады. Им нужно предоставить шанс принять участие в разработке мирного плана, и они заслуживают поддержки Америки и актов доброй воли со стороны Израиля.
Однако все познается на практике. О г-дах Аббасе и Дахлане можно будет судить по их готовности решительно покончить - даже в случае ожесточенного сопротивления - с актами террора и их исполнителями, в том числе и из связанных с Арафатом организаций. Им будет непросто. Однако смысл руководства в этом и заключается. Если они справятся с этой задачей, то мы сможем наблюдать поворот к миру. Если не справятся - то я не вижу причин, по которым Израиль должен идти на уступки. Ни к чему хорошему это не приведет.