Автор является главным стратегом "Альфа-Банка"
В то время как остальной мир пытается снизить свою зависимость от поставок нефти из становящегося все более нестабильным ближневосточного региона, Россия, в настоящее время занимающая второе место в мире по добыче нефти, активно дебатирует вопрос о том, как увеличить возможности экспорта своей нефти.
Российские нефтедобывающие компании и западные страны - потребители нефти подталкивают правительство страны к тому, чтобы оно согласилось на значительное повышение пропускной способности магистральных нефтепроводов, по которым нефть транспортируется заграницу. Поскольку увеличение экспорта нефти стало одной из главных причин быстрого восстановления экономики страны после кризиса 1998 года и относительно высоких темпов ее роста с тех пор, можно было бы думать, что решение о немедленном увеличении пропускной способности экспортных нефтепроводов не должно быть трудным. Но это далеко не так.
Подобный шаг мог бы стать катастрофическим для планов правительства в отношении дальнейшего роста экономики. Вместо того чтобы догнать Португалию по богатству на душу населения (заявленная российским президентом Владимиром Путиным цель), неспособность сбалансировать расширение сектора добычи углеводородного сырья с общим ростом экономики может означать, что Россия вместо этого догонит Венесуэлу.
Нефтяной сектор сегодня находится преимущественно в частных руках, и хотя правительство почти не может оказывать влияние на добычу нефти, оно, однако, контролирует 30000-мильную (1 сухопутная миля = 1,609 км) сеть нефтепроводов, которые используются для экспорта нефти. Регулируя темпы увеличения пропускной способности экспортных нефтепроводов, российское правительство имеет возможность замедлять или ускорять темпы наращивания нефтедобычи, чтобы они соответствовали общим темпам экономического роста.
Однако крупные нефтедобывающие компании хотят быстрого решения своих проблем с экспортом, в том числе добиваются разрешения в частном порядке финансировать развитие сети магистральных нефтепроводов. Хотя ясно, что правительство не намерено быстро или легко отдавать оперативный контроль над нефтепроводами, появляется все больше признаков, свидетельствующих о том, что оно может пойти на уступки в вопросе о частном финансировании расширения сети нефтепроводов.
Соблазн понятен. Благодаря высоким средним ценам за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) сырой нефти в сочетании с ростом объема ее экспорта Россия за 4 года после финансового кризиса 1998 года заработала на продаже заграницу своей нефти и природного газа 160 млрд. долл. США, примерно на 70 млрд. долл. больше, чем за 4 докризисных года. В прошлом году на долю экспорта нефти и газа пришлось 40% общего объема экспорта страны, что составило 38% налоговых поступлений в федеральную казну. Та ликвидность, которую обеспечили России нефть и газ, также стала одним из главных двигателей роста в секторе услуг и потребительских товаров.
Признавая все это, правительство Путина поощряет активное восстановление объемов добычи и экспорта нефти и газа, сократившихся в хаотичные годы постсоветского существования России - восстановление, которое финансируется (на уровне 13 млрд. долл. ежегодно) за счет высокого внутреннего движения денежной наличности в российских нефтедобывающих компаниях. Сегодня Россия добывает чуть более 8 млн. баррелей нефти в сутки и экспортирует в среднем 4 млн. баррелей нефти в сутки, или примерно на 25% и на 60%, соответственно, больше, чем в 1998 году.
Россия могла бы добывать куда больше нефти. Принятое ранее в этом году английской нефтедобывающей компанией "British Petroleum" (BP) решение инвестировать 6,75 млрд. долл. (плюс - некоторые активы) в совместное (50:50) предприятие с компанией ТНК (третьей по величине разведанных запасов нефти российской компанией) и недавно объявленное слияние компаний "Юкос" и "Сибнефть" в новую компанию - которая будет иметь запасы и возможности добычи нефти, сопоставимые с крупнейшей мировой компанией "ExxonMobil" - отражают этот потенциал.
У России имеются значительные возможности для наращивания добычи нефти, разведанные запасы которой оцениваются на уровне около 100 млрд. баррелей, или почти 50% мировых запасов без учета тех, которыми располагают Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и Соединенные Штаты Америки. К 2010 году российские нефтедобывающие компании могли бы без большого труда увеличить свой экспорт до 7 млн. баррелей нефти в сутки - если только правительство разрешит увеличить пропускную способность экспортных нефтепроводов. Согласно существующим планам, в текущем году предполагается нарастить эту пропускную способность всего примерно на 500000 баррелей.
Пока что правительство России сопротивляется лоббированию нефтедобывающих компаний, потому что у него есть другая экономическая повестка, которая предусматривает увеличение инвестиций в другие секторы экономики. Преследуется цель достичь сбалансированного роста, чтобы сократить зависимость экономики от колебаний цен на нефть и более равномерно распределять богатство. Сохраняющиеся высокие доходы от экспорта нефти и природного газа поддерживают обменный курс рубля на слишком высоком уровне и прямо ведут к сильному реальному росту затрат. В среднесрочной перспективе это привело к уменьшению конкурентоспособности в производственных секторах.
В долгосрочной перспективе экономика, зависимая от одного сектора, будет считаться более рискованной для инвесторов, в результате чего поток прямых инвестиций сократится.
Развитие индустрии нефтедобычи может рассматриваться как вариант получения Россией "легких денег". Благодаря этому может быть продолжено восстановление экономики, финансируемое за счет доходов от экспорта нефти, а Россия сможет по-прежнему занимать почетное место за столом глобальной политики как важный источник энергетических ресурсов для Соединенных Штатов, Европы и Азии. Однако в таком случае экономика страны окажется в неприемлемо сильной зависимости от углеводородного сырья, а ее богатства будут все больше сосредоточиваться в руках немногих промышленно-финансовых групп, действующих в данном секторе.
То, что Россия может к 2010 году увеличить ежедневную добычу нефти более чем до 11 млн. баррелей, не вопрос. Ради собственной пользы она должна воздержаться от искушения сделать это, не обеспечив также и успеха своей более широкой экономической повестки.