Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Блэр предостерегает от «многополярного» мира

Сегодня британский премьер встречается с Путиным

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Европа как союзник в плане стратегического партнерства не является по отношению к США соперником», так ответил вчера Блэр на вопрос корреспондента "Die Welt" в ходе своей ежемесячной пресс-конференции. Отношения, базирующиеся на соперничестве, «привели бы нас к тому расколу, с которым, как мы думали, покончено после окончания «холодной войны»

Европейцы могут вызвать своего рода «холодную войну», если не договорятся по «фундаментальному вопросу» атлантических отношений и будут продолжать поддерживать напряженность, как это было последний раз в западном союзе в вопросе об Ираке. «Европа как союзник в плане стратегического партнерства не является по отношению к США соперником», так ответил вчера Блэр (Blair) на соответствующий вопрос корреспондента "Die Welt" в ходе своей ежемесячной пресс-конференции. Отношения, базирующиеся на соперничестве, «привели бы нас к тому расколу, с которым, как мы думали, покончено после окончания «холодной войны».

Драматическое определение этому премьер нашел еще во вчерашнем номере "Financial Times", когда в ходе интервью газете ему задали вопрос по поводу идеи Франции относительно «многополярного» мира как важного властного противовеса США. Блэр, как и перед этим министр иностранных дел Стро (Straw), подверг бичеванию такой ход мыслей. Решающим властным полюсом является, по его словам, стратегическое партнерство между Европой и США.

Дословно Блэр ответил корреспонденту газеты следующее: «Я не хотел бы, чтобы Европа встала в оппозицию к США. Это было бы опасно и привело бы к дестабилизации. Подобные новые многополярные центры превратились бы вскоре, по его словам, в соперничающие властные центры с тенденцией настраивать друг против друга, как это было в период «холодной войны».

На вопрос корреспондента "Die Welt", нет ли противоречия и в британской политике, когда она, с одной стороны, призывает к укреплению Европы, но потом каждый раз, когда заходит разговор о шагах в этом направлении, предостерегает от соперничества с Америкой, Блэр еще раз повторил свое кредо: «Конечно, Европа должна стать сильнее, иметь большее влияние в мире, но только в качестве союзника и партнера США».

По поводу проходящего сегодня в Брюсселе саммита «четверки» в составе Франции, Германии, Бельгии и Люксембурга по вопросу более четкого определения оборонного и военно-политического профиля ЕС Блэр не нашел сказать ничего, кроме того, что следует «подождать, что из этого получится». Заставляет ли его задуматься то обстоятельство, что он не был приглашен на встречу? Ответ Блэра прозвучал несколько насмешливо, но достаточно остроумно: «Там встречаются четверо, но в НАТО 15 членов, насколько я понимаю. Одним словом, с приглашением они обошли не только меня».

Зато сегодня глава британского правительства встретится для переговоров с российским президентом Путиным в Москве. По оценке Блэра, в опасности находится большое пространство общих интересов Европы и США, выпавшее из поля зрения. Сюда он относит и совместные планы на будущее, связанные с борьбой против терроризма, поиском формулы мирного существования на Ближнем Востоке, а также вопросами мировой торговли. Последнее, по мнению британского премьера станет причиной еще больших проблем, которые предстоит решать общими усилиями. По этому поводу дальнейшую ясность внесет саммит «восьмерки», который состоится 1-го июля.

На Даунинг-стрит так озабочены последними разногласиями в западном союзе, что манера Блэра говорить об этом прямо, стала сегодня без всяких обиняков программой. «Я не считаю нужным приукрашивать положение дел с разногласиями, - сказал премьер корреспонденту "Financial Times". - Скорее. мы должны говорить об этом со всей откровенностью». Но премьер не придает значения представлениям, будто Францию следует наказать за ее активную оппозицию американо-британским действиям в Ираке.

Премьер также опроверг все спекуляции относительно возможной военной интервенции в Северную Корею, Сирию или Иран. Таких планов не только не существует, сказал Блэр, они не нашли бы поддержки и со стороны британцев. Тони Блэр не считает «неожиданностью» то, что в Ираке пока не обнаружено оружие массового уничтожения. В конце концов, у режима Саддама (Saddam) перед возвращением военных инспекторов было шесть месяцев времени, чтобы спрятать все, что ему инкриминируется, и спрятать так хорошо, что после этого был снят вопрос о применении этого оружия даже против войск коалиции. Из 1 000 возможных точек хранения этого оружия проинспектированы только семь, еще предстоит громадная работа, для которой потребуется время: стабилизация в Ираке в административном и гуманитарном плане является приоритетом.

Раскол в Европе имеет неприятные последствия для настроений среди британских избирателей. Согласно последнему опросу, проведенному авторитетным институтом исследования общественного мнения "MORI", 55 процентов британцев видят во Франции «ненадежного союзника», в то же время 73 процента считают «самым надежным» союзником США. Это не может не иметь последствий для европейской политики Блэра.