В среднеазиатской стране Узбекистан проходит учение НАТО по отработке вопроса ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, альянс добрался почти до китайской границы.
Сильное землетрясение и вызванные им оползни опустошили районы вокруг города Фергана. В этой завершающей спасательной акции принимают участие 1 050 узбекских спасателей и еще 225 человек, представляющих 20 других стран, в том числе немцы из организации по ликвидации последствий техногенных катастроф. Таков сценарий начавшегося вчера трехдневного учения НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира» в узбекской части Ферганской долины. Однако за тем, что с военной точки зрения звучит столь безобидно, кроются важные стратегические процессы.
Военнослужащие в учениях участия, в частности, не принимают, но то, что Узбекистану удалось призвать в страну спасателей, уже свидетельствует о том, что НАТО серьезно относится к усилиям Узбекистана, направленные на то, чтобы быть принятым в оборонительный союз. Еще в середине апреля высокопоставленная узбекская делегация побывала в Брюсселе и, как говорилось по завершении визита в кругах НАТО, «убеждала по всем параметрам» в необходимости этого шага.
Если среднеазиатская страна ликвидирует преграды, связанные с открытием военных данных, то она вскоре сможет играть активную роль в работе Комитета планирования и контроля НАТО - органа, членами которого до своего приема в НАТО были восточноевропейские страны. Упоминание о данных связано с тем, что Узбекистан является единственной из немногих стран, которая до июня 2002 года не предоставила информацию о своей армии.
Но и без того решающим условием для приема в НАТО может, однако, оказаться воля ее важного члена США. В частности, Америка публично в пользу этого пока не высказывалась, но то, что она одобрит прием, является секретом полишинеля. Поскольку Узбекистан для США превратился в близкого союзника в стратегически важном регионе. Несмотря на тот факт, что население почти единодушно отвергло войну против Ирака, Узбекистан был частью «коалиции желающих». На аэродроме Карши, на юго-западе страны, после событий 11-го сентября 2001 года были дислоцированы 3 000 военнослужащих США. И они, судя по всему, обустраиваются там надолго. Дело в том, что в отличие от Киргизстана, узбекское правительство не ставит военное присутствие США в зависимость от развития ситуации в Афганистане.
И вообще США за последнее время однозначно превратились в бывшей советской Средней Азии в ведущую силу. Таджикистан тоже предложил после событий 11-го сентября аэродром для использования в целях войны против Афганистана. США, однако, остановили свой выбор на кажущемся более стабильным Киргизстане. Самолеты США имеют право на приземление в случаях необходимости, которые можно трактовать по-разному, также и в Казахстане. Это означает, что США в Средней Азии могут держать себя по отношению к России так, как они хотят.
Военное присутствие направлено, прежде всего, против страны, которая только в долгосрочной перспективе станет стратегическим соперником. Дело в том, что узбекскую территорию отделяют от западной границы Китая всего лишь 150 километров. Китай вынужден наблюдать за этим развитием событий с большим недоверием, так как в западной провинции Шиньян действует воинственное сепаратистское движение. Люди там чувствуют, что принадлежат в культурном плане к Средней Азии.
Для НАТО будущий ее член Узбекистан принес бы с собой совершенно новую проблему: делегация НАТО во главе с французом, которая посетила Узбекистан осенью прошлого года, пришла к выводу, что в стране господствует «самая скверная диктатура в мире». Ну кто сегодня еще может выбирать себе друзей.