Вчера главы государств и правительств Бельгии, Германии, Франции и Люксембурга представили, несмотря на подозрения остальных членов Европейского союза, свой проект более тесного сотрудничества в области единой политики в области безопасности и обороны.
Вчера четыре страны, являющиеся его инициаторами, внесли в Брюсселе предложения о проведении консультаций в Конвенте по вопросу будущей конституции ЕС и семь конкретных проектов более тесного военного сотрудничества. С их помощью они хотят расширить возможности для действий сообщества в области внешней политики и политики безопасности и, тем самым, упрочить «европейскую опору НАТО».
Этот образ второй, равноценной опоры в альянсе неоднократно использовал премьер-министр Верхофстадт (Verhofstadt), хозяин и инициатор встречи, но прибегали к нему и президент Ширак (Chirac), и канцлер Германии Шредер (Schroeder). В совместном заявлении говорится: «Трансатлантическое партнерство остается для Европы основополагающим стратегическим приоритетом».
Семь конкретных проектов
Саммит «четверки» предлагает семь конкретных проектов, направленных на совершенствование общих возможностей в военной области. На базе германо-французской бригады, усиленной подразделениями из состава вооруженных сил Бельгии и Люксембурга, должен быть созданы силы быстрого реагирования, которые бы находились, как в распоряжении соединения ЕС, насчитывающего 60 000 человек личного состава, так и вновь создаваемых сил быстрого реагирования НАТО. Кроме того, есть намерение создать до лета следующего года европейское воздушно-транспортное командование и единые структуры для организации защиты от химического, бактериологического и ядерного оружия.
В то же время неясным остается предложение о создании на основе существующих решений ЕС «ядра» европейской штаб-квартиры по планированию действий и управлению операциями, проводимыми ЕС, и о формировании многонационального маневренного командования. Подобное дублирование средств НАТО может столкнуться с сильным сопротивлением в таких странах, как Британия или Испания.
Общее условие о солидарности
Главы четырех государств и правительств потребовали от Конвента предусмотреть для тех стран-членов, которые хотят быстрого прогресса в организации совместной обороны, создание в рамках содружества Европейского союза безопасности и обороны (ESVU). Под «более тесное сотрудничество» отдельных стран должна быть подведена «общая оговорка о солидарности и общей безопасности». Как данное предложение, так и другие, например, предложение о создании Европейского агентства по вооружениям или о новом определении «Петерсбергских задач», в значительной мере повторяют германо-французскую инициативу в Конвенте от ноября прошлого года.
Предложения в адрес Конвента
Значительная часть этих предложений уже сегодня включена в недавно опубликованный президиумом Конвента проект статьи конституции, касающейся внешней и оборонной политики. Кроме того, участие в ESVU увязывается с обязательством сотрудничества в важных совместных военных программах, например, таких, как строительство транспортного самолета А-400, а также в наращивании европейских военных возможностей путем специализации или концентрации средств.
Союз открыт для всех
Европейский союз безопасности и обороны, как подчеркивали постоянно участники встречи, будет открыт для вступления для всех нынешних и будущих членов ЕС, если те заинтересованы в более тесном сотрудничестве. «Ряд партнеров» уже заявил о своем интересе, сказал немецкий канцлер Шредер, не называя, кто конкретно. Поэтому «вопрос об обособлении стоять ни в коей мере не будет». Поскольку четыре государства, принимающие участие в саммите выступали во время иракского кризиса однозначно против военной интервенции Соединенных Штатов, направленной на свержение режима в Багдаде, их упрекали в том, что брюссельская инициатива приведет к расколу в ЕС и усилению разногласий в трансатлантических отношениях.
Премьер-министр Верхофстадт и президент Ширак попытались сгладить это впечатление. Они представили внесенные сейчас предложения как часть того длинного ряда инициатив, которые были выдвинуты ранее, в последние пять лет, и которые вели к поэтапному формированию единой политики безопасности и обороны, начиная с британо-французского заявления от 1998 года в Сент-Мало, саммита ЕС в Кельне и Хельсинки, и кончая положениями договора, подписанного в Ницце. Это стремление представить дело именно так, не может скрыть того, что Великобритания, которая располагает самыми эффективными вооруженными силами в Европе, не только не была представлена на встрече «четверки», но и то, что премьер-министр Блэр (Blair) и министр обороны Хун (Hoon) высказали также критику по поводу этих намерений.
«Никакого другого полюса, кроме Америки»
Канцлер Германии Шредер сказал, что нынешняя инициатива никак не связана с войной в Ираке и не направлена ни против НАТО, ни против Соединенных Штатов. Если бы подобные опасения на брюссельской встрече «четверки», «покрывались бы тайной», это было бы «просто неверно». В действительности же, сказал немецкий канцлер, есть «не слишком много Америки, а слишком мало Европы». В представлении немецкой стороны речь идет не о том, чтобы превратить ЕС в противовес Соединенным Штатам. Президент Ширак говорил о «небольших разногласиях» с британским правительством, однако подчеркнул, что Лондон выступает за активизацию европейской политики безопасности и обороны.
В отличие от Блэра, который перед этим в интервью газете предостерег от того, чтобы ставить под вопрос единственные в своем роде властные позиции Соединенных Штатов, поскольку это привело бы неизбежно к соперничеству, французский президент говорил о многополярном мире. В качестве будущих силовых центров могли бы рассматриваться также Китай, Индия или Латинская Америка. Прочные связи между Европой и Соединенными Штатами покоятся на своего рода «культурном пакте», сказал Ширак. Сильная европейская опора будет, по его словам, полезной для НАТО и явится предпосылкой для равноправного трансатлантического партнерства.