Правительство России, точнее его премьер Михаил Касьянов, оказались в кризисе. За семь месяцев до парламентских выборов, намеченных на декабрь, пошли слухи о досрочном прекращении его полномочий. В широком смысле речь идет при этом о морских животных. Касьянов своим распоряжением сильно увеличил квоты на вылов крабов - в исследовательских целях. В результате некоммерческого лова крабов недополучено, как говорят, шесть миллионов евро. Теперь российские правоохранительные органы требуют расследования фактов коррупции в Государственном комитете по рыболовству. Министр внутренних дел Борис Грызлов, являющийся одновременно председателем пропрезидентской партии «Единая Россия», был вынужден сделать замечание, что рыба начинает гнить с головы. Вывод, - к которому в России надо относится с осторожностью, пока не будет окончательно ясно, где же находится голова рыбы.
В действительности же речь идет не только о морской фауне, но и об очевидной слабости российского правительства в вопросах управления. Впрочем, это обвинение старо, Касьянов на посту находится по времени меньше. А за недостаток решительности у премьера в реализации решений ответственность в условиях президентской «управляемой демократии» несет не только премьер. Крабовый кризис является теперь последним звеном в цепи обвинений, которые выдвинуты в адрес Касьянова.
Несмотря на удивительно высокие показатели развития российской экономики, дело продвигается вперед не так, как того хотели бы некоторые члены кабинета. До сих пор идет дискуссия о принципах, где уже давно должна идти речь о деталях, как это было недавно в споре о реформе местного самоуправления в регионах. Экономический подъем вызван в основном высокими ценами на нефть. Однако те члены правительства, которые хотели бы использовать полученную фору с пользой для дела, сделать этого не в состоянии. Ответственность за данное обстоятельство на премьера возлагает не только министр внутренних дел Грызлов, но и министры экономики и финансов. Министр экономики Герман Греф взял на прошлой неделе отпуск по болезни, очевидно, это последствия утомительного спора по поводу его программы реформ.
Еще в январе коммунистическая фракция российского парламента потребовала вынести премьеру вотум недоверия. В начале этой недели к процедуре вынесения вотума недоверия приступило противоположное крыло Думы, фракция либералов из партии «Яблоко».
Мандат этого правительства исчерпан, и Касьянов является практически «человеком без документов», поясняет председатель Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Между тем, вопрос, удастся ли после ухода Касьянова преодолеть в правительстве также торможение в реализации реформ, остается открытым. В стране, где ничего так не боятся, как перемен, может бездействовать и правительство, говорит Павловский. Чем дольше тянуть с проведением серьезных реформ, тем комфортнее оно себя чувствует.
Менее приятной оказывается ситуация для партии Кремля «Единая Россия». В настоящее время у нее, согласно опросам, самый меньший за все время уровень популярности. Поэтому немало людей подозревает, что за нападками на главу правительства стоит Кремль. Президент, в частности, официальным членом партии не является, но финансируется она за счет «административного ресурса». Поражение партии на выборах могло бы ослабить исходные позиции Путина на предстоящих в начале 2004 года президентских выборах. Касьянов, очевидно, должен стать ответственным за недостатки в осуществлении настоящих реформ и уйти в отставку, чтобы создать для кремлевских стратегов лучшую исходную ситуацию накануне выборов. Кстати, как проводить реформу, ничего не изменяя, остается российской тайной.