Предприниматель Борис Березовский, проживающий с октября 2001 в Лондоне, вновь атакует Кремль. Против бывшего видного деятеля «Семьи» - так называли в свое время окружение президента Бориса Ельцина - в России выдвинуто обвинение в мошенничестве, и теперь ему грозит процедура экстрадиции. Березовский намерен играть решающую роль в создании оппозиции Владимиру Путину в период до декабрьских выборов в российский парламент и президентских выборов, намеченных на март 2004 года.
ВОПРОС: 2-го апреля Вы вышли из суда Лондона, рассматривающего запрос генпрокуратуры России, с маской Владимира Путина на лице. Почему?
ОТВЕТ: Я единственный, кто находится в оппозиции Путину. Все остальные его боятся. Путин использует все методы, даже незаконные, чтобы вести борьбу против меня. Он дает прямые указания генеральной прокуратуре, чтобы вести против меня расследование. Этот запрос об экстрадиции основан на надуманном уголовном деле и является бесперспективным.
ВОПРОС: Есть ли финансовые или политические причины убийства либерального депутата Сергея Юшенкова?
ОТВЕТ: Летом 2001 года Сергей Юшенков, и Владимир Головлев встретились со мной во Франции. Мы решили создать оппозиционную партию «Либеральная Россия». Сегодня я единственный из трех, кто остался в живых. Двое других были убиты теми, кто не хочет существования оппозиции. Я не утверждаю, что Путин непосредственно вовлечен в убийство Юшенкова. Но за этими политическими убийствами в России стоит система, которую он создал. Он несет моральную ответственность.
ВОПРОС: Однако говорят, что Вы были в конфликте с господином Юшенковым?
ОТВЕТ: Это чушь. У нас с ним не было никогда финансовых разногласий, а были лишь идеологические расхождения. Я предложил союз с коммунистами и патриотами, но Юшенков эту идею не поддержал. Правление партии решило меня исключить из ее рядов, это решение, впрочем, является незаконным. В конечном счете, мы сумели преодолеть наши разногласия. 4-5 апреля Юшенков приехал в Лондон, чтобы встретиться со мной. Мы договорились по большинству вопросов. Мы приняли решение провести избирательную акцию под названием "Это мой кандидат". Я должен был вложить в этот проект 1 млн. долларов.
ВОПРОС: Каков экономический и политический смысл слияния «Юкоса» с «Сибнефтью»?
ОТВЕТ: С экономической точки зрения, это важный шаг вперед. От сделки выигрывают обе стороны. Первая попытка союза между «Юкосом» и «Сибнефтью» имела место в 1997-1998 гг. Она потерпела неудачу, потому что мои партнеры в «Сибнефти» Абрамович и Швидлер в последний момент не поддержали эту идею. Сегодня я не вижу политической подоплеки слияния. Ясно одно: Кремль поддерживает это слияние. Без поддержки Кремля такое соглашение никогда не могло бы иметь места.
ВОПРОС: Какая часть акций «Сибнефти» Вам принадлежит?
ОТВЕТ Я могу вам сказать, что я владею частью акций компании, но точную цифру не назову. Причина проста: власть пытается систематически разрушить весь мой бизнес в России. Посмотрите, что случилось с телеканалами ОРТ и ТВ-6. С того времени я храню для себя детали моей деятельности в России.
ВОПРОС: Собираетесь ли Вы продать Ваши акции?
ОТВЕТ: Нет, не сейчас. На сегодняшний день мне не сделали приемлемого предложения.
ВОПРОС: Можете ли Вы назвать других акционеров «Сибнефти», помимо Романа Абрамовича?
ОТВЕТ: Я их не знаю. Я никогда не руководил непосредственно этой компанией. Это было исключительной прерогативой Абрамовича. У меня с ним нет больше никаких контактов, я не говорил с ним уже в течение двух лет.
ВОПРОС: Думаете ли Вы, что глава «Юкос-Сибнефть» Михаил Ходорковский стремится к тому, чтобы вступить в политическую деятельность?
ОТВЕТ: Но он уже участвует в политической жизни! Вступить в политическую жизнь не означает, что надо занять какой-то пост. Для этого достаточно уметь оказывать влияние.
ВОПРОС: Собираетесь ли Вы поддержать в финансовом плане КПРФ?
ОТВЕТ: Да. Я поддержу всех тех, кто способен создать реальную оппозицию власти. КПРФ не является современной партией, но зато она оказывает несравнимое влияние на общество. Лучше пусть будет коммунистическая оппозиция, чем не иметь вообще никакой оппозиции. Было больше демократии, когда коммунисты имели большинство в Госдуме в период между 1995-1998 гг.
ВОПРОС: Собираются ли коммунисты принять ваши деньги?
ОТВЕТ: Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь отказывался от моих денег. Пока я им не предлагал денег, но их требования уже поступили.
ВОПРОС: Последняя президентская кампания началась с терактов сентября 1999 и неожиданно привела к власти Владимира Путина. Может ли в ближайшие месяцы произойти такой же неожиданный поворот?
ОТВЕТ: До президентских выборов состоятся законодательные выборы, имеющие самое важное значение. Там решается судьба президентских выборов. Если Кремль проиграет на выборах в Госдуму, то он, скорее всего, проиграет и президентские выборы. Сегодня новый неожиданный поворот в развитии политической ситуации России возможен, и для этого я прилагаю свои усилия. Судьба выборов в Госдуму будет решаться в регионах. Региональные лидеры не осмеливаются высказаться против Кремля, так как это - трусы. Чтобы у Кремля не было большинства в новом составе Госдумы, надо убедить губернаторов в том, что если Путин будет переизбран, то они все окажутся за решеткой. Он имеет документы на каждого из них.
ВОПРОС: Вы верите в то, что на предстоящих президентских выборах Владимиру Путину сможет противостоять реальный альтернативный кандидат?
ОТВЕТ: Я в это однозначно верю, и я эту кандидатуру назову осенью. На этот раз речь не будет идти о совершенно неизвестной личности. Этот человек входит в число тридцати самых влиятельных политических деятелей России».
Вопросы Борису Березовскому задавал специальный корреспондент Le Monde Петр Смоляр.