30 апреля 2003 года.
Кому: президенту США Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush)
От кого: от Саддама Хусейна (Saddam Hussein), сидящего в багдадском бункере
Памятная записка
Ты, конечно, испортил мой день рождения- Ну, да ладно, ты выиграл и твоей добычей стал Ирак. Но готов ли ты к этому? Я так не думаю. Правду говоря, я надеюсь, что ты не справишься. Но, учитывая, что мой народ и так уже достаточно настрадался, я дам тебе несколько советов относительно того, как нужно править этой страной, прежде чем ты здесь окончательно все запутаешь:
(1) Да, Ирак был таким, каким был, отчасти потому, что я был таким, каким был — а я был плохим парнем. Но то плохое, что ты видишь во мне сейчас, отчасти объясняется тем, каким был Ирак — потому что это такая страна, которой невозможно править без железного кулака. Видишь ли, мне известно, что иракский народ меня не хотел. И ты вскоре выяснишь, что они не хотят тебя. Здесь самым важным всегда был вопрос, нужны ли они друг другу. Могут ли курды, шииты и сунниты отыскать способ жить вместе, если их не будет удерживать вместе железный кулак? Возможно, но сами они не хотят искать ответа на этот вопрос. Им нужна твердая направляющая рука. Тебе нужно твердо уяснить, куда ты намерен вести эту страну, потому что, верь мне, если ты не будешь этого знать, то страной будут править другие.
(2) Если ты хочешь создать здесь самоуправление, то тебе лучше бы уяснить, что «шок и трепет» не подходит для ведения войны. Это такой инструмент, которым здесь пользуются все, кто хочет править страной. Почему тебе потребовалось целых 2 недели, чтобы прогнать прочь того субъекта, который провозгласил себя мэром Багдада? А как насчет других подобных личностей? Сейчас по всей стране пытаются захватить власть вооруженные банды шиитских духовных лидеров. Ты думал, что стоит только тебе на порядок сократить мою армию, и она станет управлять страной для тебя. Но вместо этого вся армия рассыпалась, а у тебя здесь недостаточно солдат, чтобы заполнить образовавшийся вакуум безопасности. И потому, когда кое-кто из твоих парней попадает под огонь, они начинают паниковать и палить во все стороны. Я правил Ираком с помощью железного кулака. Ты же пытаешься править с помощью железного пальца. Не выйдет! Это тебе здесь не Норвегия, приятель. Твоя беспомощность будет пугать местный люд куда сильнее, чем твоя сила.
(3) Когда ты разгромил мою армию, ты поломал самый важный светский институт в стране, а потому духовные лидеры спешат заполнить образовавшийся вакуум. Кое-кто из них нормальный, некоторые же опасны. Поскольку шииты составляют 60% населения Ирака, если ты разрешишь им править страной, это значит, что для тебя самым важным будет вопрос о том, кто занимает господствующие позиции в иракском сообществе шиитов. Ответ на этот вопрос является решающим для будущего не только Ирака, но, в определенной степени, и Ирана. Ты спрашиваешь, как так?
Помни, что настоящим ученым и духовным центром шиитов является иракский город Наджаф (Najaf), а не иранский город Ком (Qom). Ком — это захолустное местечко, которое приобрело важность как религиозный центр только потому, что я раздавил моих шиитов, тогда как Хомейни (Khomeini) создал в Иране шиитскую теократию. Большинство шиитских духовных лидеров Ирака в Наджафе давно уже выступает против проповедуемой Хомейни идеи, что шиитским духовным лидерам следует захватить власть в свои руки. Они думают, что в результате этого духовенство в Иране стало коррумпированным, народ обозлился, а молодые шииты стали отходить от своей религии.
Ты сейчас разжег борьбу за контроль над Наджафом между теми иракскими шиитскими лидерами, которые верят в возможность отделения мечетей от государства, и проиранскими духовными лидерами, которые хотят управлять Ираком в стиле Хомейни. Вот почему иранцев так заботит то, что происходит здесь. Они знают, что, если Наджаф снова станет центром шиитизма — и если там будут господствовать иракские аятоллы, которые не верят в то, что духовенству следует заниматься политикой — заявка иранских духовных лидеров на то, чтобы остаться во власти в своей стране, будет ослаблена. Это самая важная на сегодняшний день борьба за власть на Ближнем Востоке. Пока что духовные лидеры иракских шиитов в Наджафе слабы. Среди них не так много высших духовных лиц. Я об этом позаботился. Но нельзя просто взять и назначить духовных лидеров иракских шиитов. Они должны появиться сами. Нужно создать в Наджафе условия для того, чтобы студенты могли туда вернуться, и там могли вновь расцвести естественные шиитские традиции иракских арабов в противовес иранцам.
(4) Всегда помни: это арабская страна. Иракцы хотят быть первосортными арабами, а не второсортными американцами. Если ты хочешь построить здесь легитимный, умеренный политический центр, нужно заручиться помощью — и определенных прикрытием — арабских государств и Организации Объединенных Наций (ООН). В дальнейшем иракцам понадобятся политические партии и лидеры, которых легитимизирует арабский мир и признают средства массовой информации (СМИ). Они не захотят, чтобы их считали ставленниками США. Они здесь не смотрят программу телеканала «Fox News».
Г-н Буш, я знаю, ты удивляешься, почему я не сделал большего, чтобы избежать этой войны, которая погубила мою политическую жизнь. Что вообще я думал? К кому я прислушивался? Ответ таков: я прислушивался только к самому себе. Не повторяй моей ошибки.