Москва, 1 мая 2003 года. Первомай не был бы Первомаем без шумного веселья и политических маршей на улицах столицы России. Но как объяснить те непонятные, противоестественные сцены, которые разыгрываются сегодня в центре Москвы? На залитой солнцем Пушкинской площади тысячи людей собрались, чтобы послушать как одна из ведущих фигур в руководстве "Единой России", политической партии, целиком и полностью принадлежащей Кремлю и им же управляемой, осуждает правительство президента Владимира Путина как инструмент магнатов делового мира, а его экономическую и социальную политику как "позор".
А тем временем Коммунистическая партия, обыкновенно цитадель пожилых и раздраженных пенсионеров, проводила свой митинг на Лубянской площади. На этот раз митинг завершился рок-концертом.
Первое, что приходит на ум для объяснения такого политического трансвестизма, это то, что в России открылся сезон выборов, проводимых раз в 4 года. В российской политике неожиданное является нормой.
Однако более пространное объяснение неожиданно само по себе: с учетом предстоящих в декабре парламентских выборов появились признаки, что сотворенная Кремлем партия оказалась в беде. Коммунисты же с нетипичной для них резвостью пытаются воспользоваться этой возможностью.
Огромная популярность г-на Путина - его поддерживает приблизительно три четверти населения России - остается неизменной. Однако в ходе проводимых нынешней весной опросов общественного мнения выяснилось, что "Единой России" пришлось пережить встряску, когда ее рейтинг упал почти с 30% прошлым летом до 20%.
А тем временем Коммунистическая партия набирает незначительные очки, в общем и целом идя вровень или даже в ряде случаев опережая "Единую Россию" в рейтингах. Ее стратеги настаивают, что партия набирает поддержку среди молодежи и среди интеллектуалов, которые ранее были главной опорой прорыночной, в целом прозападной политики г-на Путина.
Отсюда рок-концерт на митинге коммунистов; отсюда и попытки единороссов вернуть себе утраченную популярность с помощью нападок на своих кремлевских хозяев.
Это невероятные гибридные политические маневры, - говорит аналитик Фонда Карнеги Лилия Швецова, недавно выпустившая новое исследование по вопросам политики Кремля под названием "Путинская Россия". - Это не политика в обычном смысле слова, когда правящая партия начинает бороться против правящего правительства. Это что-то от Фрейда". И это также весьма рискованно. "Единая Россия", лидером которой является Борис Грызлов, министр внутренних дел в правительстве Путина, настолько тесно привязана к Кремлю, что ее кличут "партией власти". Сомнительно, проглотят ли избиратели ее риторическую конверсию в партию среднего Ивана.
Однако и для партии, и для Кремля другие варианты действий, возможно, ограничены. Сегодня "Единая Россия" является доминирующей партией в пользующейся значительной властью Государственной думе Российской Федерации, имея 152 из 450 мест. У коммунистов всего 82 места.
Любые серьезные потери на декабрьских выборах могут привести к тому, что "Единая Россия" утратит свой фактический контроль в госдуме, что потенциально чревато тем, что оставшиеся неузаконенными реформы из прозападного пакета г-на Путина будут обречены. Усилия г-на Путина заменить советское социальное государство государством с рыночной экономикой превратили Москву в цветущий город и подняли доходы по всей стране, однако они, тем не менее, огорчают рядовых россиян, которые вынуждены справляться с резким ростом платы за жилье, коммунальные услуги и медицинское обслуживание, с массовой безработицей и с другими жизненными невзгодами.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводит периодические опросы 1500 россиян, поддержка уменьшилась практически по каждому аспекту внутренней политики г-на Путина. Благодаря умело созданному имиджу энергичного лидера, стоящего над повседневной мелочевкой, г-н Путин остается в основном невосприимчивым к обвинениям. Но теперь, когда наступил жаркий сезон выборов, на "Единую Россию", обвиняемую в безразличии к проблемам рядовых людей, обрушились яростные нападки.
Ее тщательно продуманной ответной реакцией стала критика правительства Путина и премьер-министра Михаила Касьянова за уступки крупному бизнесу и повышение платы за жилье и коммунальные услуги. Маша Липман, известный местный журналист и аналитик политических проблем, заявляет: "Президент полностью прикрыт. Что бы ни случилось, он за это не отвечает. Но в то же время народ недоволен тем, что происходит вокруг. Критика кабинета министров является для партии естественной. Это один из способов доказать их независимость".
На конференции "Единой России" в конце марта г-н Грызлов сказал, что правительство, в котором он работает, "в основном утратило способность энергично и уверенно решать самые насущные и болезненные проблемы, перед которыми стоит страна".
На митинге на Пушкинской площади мэр Москвы Юрий Лужков, основатель одной из фракций, составивших впоследствии партию "Единая Россия", обвинил правительство в том, что оно игнорирует экономические проблемы, "однако служит олигархам". Г-н Лужков и другие осудили планы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которого добивается г-н Путин, и запланированную правительственной энергетической монополией реструктуризацию тарифов на электроэнергию.
В прошлом месяце демонстранты из "Единой России" на антивоенном митинге у стен американского посольства в Москве сожгли чучело президента Буша-младшего (George W. Bush). Популистские пункты в ее платформе включают призывы предотвратить закрытие убыточных государственных заводов и фабрик, которое проводится по инициативе г-на Путина.
Не приведет ли все это к утрате полученных коммунистами дивидендов, другой вопрос. Как заставляет предположить недавний рок-концерт, партия тоже пытается изменить представление о себе в обществе, избавившись от своего прежнего немодного имиджа сборища твердолобых сталинистов. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов соглашается на теорию свободного рынка, хотя больше в стиле Китая, чем Кремля, и он открывает высшие партийные посты для более молодых и умеренных лидеров.
Леонид Доброхотов, неформальный советник коммунистических лидеров, сказал, что возраст большинства новых членов партии в этом году не превышает 30 лет, и что многие являются студентами и учеными, а не рабочими, которые в прежние годы составляли основу партийных рядов. "Самым ужасающим обвинением в адрес партии в последние 15 лет было утверждение, что "эти парни хотят вернуть нас назад", сказал он в интервью. Он заявил: "Люди не хотят возвращаться к тому, что было плохо в прошлом - отсутствию демократии, нехватке товаров в магазинах и т.п. Г-н Зюганов посылает народу сообщение, что мы возьмем из прошлого в будущее лишь все самое лучшее".