В январе этого года Россия прекратила поставки нефти в Латвию. Это было сделано с целью наказания маленького, смелого прибалтийского государства за вступление в НАТО и за непоколебимую поддержку Соединенных Штатов в войне против диктатуры Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Также это является неприкрытой попыткой захватить энергетическую инфраструктуру Латвии.
Политика обладающей монополией на нефтепровод государственной российской компании "Транснефть", выражающаяся в прекращении поставок нефти, прямо противоречит договоренностям об американо-российском сотрудничестве в энергетической сфере, достигнутым прошлой осенью президентами Джорджем Бушем (George W. Bush) и его российским коллегой Владимиром Путиным. В рамках этих договоренностей Россия должна была открыть кран и увеличить количество продаваемой на мировом рынке нефти. Сегодня, при условиях высоких цен на нефть, ситуация была бы выгодна для всех: Россия получила бы высокие прибыли, в то время как покупатели получили бы дополнительную нефть.
Однако российская нефтепроводная система, принадлежащая государству и управляемая им, стала всему препятствием. Россия может поставлять на мировые рынки только половину из 8,6 миллионов баррелей добываемой ежедневно нефти. Частные нефтяные компании, добывающие подавляющее количество российской нефти, вынуждены продавать ее на внутреннем рынке по 6 долларов за баррель, теряя прибыли. Принимая во внимание планы развития производства, предусматривающие увеличение добычи до 10-12 миллионов баррелей в день к 2010 году, каждый нефтяной терминал обретает большое значение.
Чтобы поддерживать поставки на нынешнем уровне, российским нефтяным компаниям нужен вентспилский терминал. Этот порт открыт круглогодично, в отличие от других балтийских портов, замерзающих в зимний период. В Вентспилсе есть современное нефтеперекачивающее оборудование, способное обрабатывать от 10 до 13 процентов нефтяного экспорта России: около 300000 баррелей нефти и более чем 250000 баррелей очищенных нефтепродуктов в день. Порт ежегодно приносит миллионы долларов прибыли российским нефтяным фирмам, "Транснефти", владельцам самого порта и властям Латвии. 10 процентов валового внутреннего продукта Латвии формируется в Вентспилсе.
Тем не менее, вместо того, чтобы использовать эту выгодную возможность, "Транснефть" в 2002 году сократила объем перекачиваемой через Вентспилс нефти вдвое и практически свела его к нулю к 2003 году. Пять недовольных нефтяных магнатов обращались уже к премьер-министру Михаилу Касьянову с просьбой открыть Вентспилс, однако все тщетно. Министерство иностранных дел указало им не вмешиваться во внешнюю политику Российской Федерации. Совершенно очевидно, что на кону стоит нечто большее.
Многие представители российской элиты являются экономическими националистами. Они чувствуют дискомфорт от растущей интеграции России в мировой рынок - о стремлении к которой неоднократно объявлял президент Путин. Многие московские наблюдатели полагают, что г-н Касьянов, тесно связанный с окружением бывшего президента России Бориса Ельцина, ведет свою собственную политическую игру, пытаясь воспрепятствовать осуществлению политики Путина.
Националисты в российском правительстве могли решить наказать Латвию за то, что она всецело поддержала Соединенные Штаты в их стремлении к войне в Ираке. Возможно, что Латвия также несет наказание за вступление в НАТО вопреки желаниям Москвы, а также за порой жесткие антироссийские заявления, которые можно понять, зная, что эта страна потеряла сотни тысяч своих лучших граждан в ходе ужасной коммунистической оккупации и в ходе массовых высылок в Сибирь.
Захват Латвии Советским Союзом был закреплен Пактом Молотова-Риббентропа в 1939 году. Россия никогда не приносила своих извинений, не говоря уже о компенсациях Латвии за те ужасы и ущерб, которые были причинены советской оккупацией. Министерство иностранных дел России до сих пор придерживается ужасающей точки зрения, согласно которой захват Советским Союзом трех прибалтийских государств был "добровольным" присоединением.
Латвийские официальные лица и аналитики задаются вопросом, не используется ли компания "Транснефть" в качестве инструмента ультранационалистских и империалистских кругов России, которые хотели бы вновь оккупировать прибалтийские страны.
В то время, пока Россия все еще восстанавливается после десятилетия посткоммунистического бардака, ее нефтяные компании, купающиеся в деньгах, скупают нефтеочистительные заводы, сети заправочных станций, газораспределительные сети и другие предприятия от Черного моря до Балтики. Украина, Греция, Турция, Болгария, Венгрия, Польша - все эти страны прошли через покупку российскими корпорациями их предприятий. И, по мере того, как стратегические экономические секторы отошли в собственность России, геоэкономика стала превращаться в геополитику.
Латвия в данном случае не исключение. Источники в Москве признают, что "Транснефть" хотела бы приобрести латвийский нефтеналивной терминал в Вентспилсе, или содействовать продаже его какой-либо российской нефтяной компании. Однако вместо справедливой рыночной цены россияне предложили всего четверть стоимости. После того, как латвийские владельцы отказались от предложения, "Транснефть" прекратила поставки нефти. Если это напоминает вам манеру действия Тони Сопрано (Tony Soprano), то не удивляйтесь. Так оно и есть.
После пятидесяти лет жестокой советской оккупации это не лучший способ завоевывать друзей. Такая тактика напоминает действия старой грубой царской России и Советского Союза.
И это не лучший способ обращения с союзниками США. Таким способом Россия не создаст себе репутацию партнера Америки в энергетической сфере. Не способствуют такие действия и привлечению иностранных инвестиций в рискованный энергический сектор.
Да, Россия обладает огромным энергетическим потенциалом, и все еще может стать ценным партнером американского бизнеса, однако когда 1-го июня президент Буш встретится с президентом Путиным, он должен будет потребовать, чтобы Россия уважительно относилась к Латвии, и возобновила поставки нефти в эту страну.