Американскую политику порой, действительно, нельзя обвинять в том, что она непредсказуема. Как Вашингтон прямолинейно стремился к нанесению военного удара по Ираку, не оставляя ни у кого сомнений в том, что кто-то сможет его остановить, так теперь он проводит свою послевоенную политику. Кто отказывался участвовать в войне, тот будет наказан, или на него просто не будут обращать внимания. Кто участвовал, того ждет вознаграждение.
И все же для многих было большой неожиданностью, кто получил наряду с союзниками Великобританией и Америкой право управлять в одном из трех секторов в Ираке: Польша. Экономически слабые, получавшие нагоняи за свою поддержку действий Вашингтона от президента Франции Ширака (Chirac) полякам, которым в их многострадальной истории так часто отводилась роль игрушки или мальчика для битья, неожиданно позволили оказаться на видном месте в мировой политике. То, что Джордж Буш (George Bush) продемонстрирует признательность именно таким образом, вряд ли кто-нибудь предполагал.
От радости до досады
Поляки теперь могут чувствовать себя выигравшей, в качестве победившей стороны в войне в Ираке. То, как реагирует на это западный сосед Польши, проявлявший во время конфликта демонстративную безучастность, можно увидеть, познакомившись с сегодняшней прессой. Пресса Германии демонстрирует удивление, иногда исключительную радость, но преимущественно - критичное отношение, а, порой, даже досаду. Во всяком случае, нет никого, кто бы наблюдал за развитием событий, не проявляя эмоций.
Поздравление пришло от газеты "Die Welt", с пожеланием, чтобы немцы так же честно могли сражаться на стороне Америки, как польские подразделения специального назначения: «Учиться у Польши, значит учиться побеждать», - пишет она для альбома с памятными записями федерального правительства.
Троянский осел
"Sueddeutsche Zeitung" демонстрирует больше скептицизма. «Один из трех секторов поделенного Ирака становится своего рода возмещением исторического ущерба, нанесенного тремя разделами Польши», - комментирует она ситуацию. Но в Европе вознагражденная Америкой страна подвергается опасности быть воспринятой в качестве «троянского осла». «Отчуждение Польши от ЕС» идет полным ходом, предупреждает газета и рекомендует: «Польша должна была бы бросать свой авторитет на чашу весов там, куда она относится: в Европе».
С учетом выстраданной поляками истории прошлого века особый привкус приобретает факт, когда именно немцы начинают мнить, будто они обязаны давать этой стране советы. Германии нравилось быть мнимым лучшим другом соседней страны, за которую она великодушно взяла на себя особую ответственность, не только в вопросах расширения ЕС. Но, вот, теперь, когда Польша начала поддерживать дружеские отношения с американцами, она позволяет себе самую жесткую критику. И что обращает внимание на себя - критика не менее высокомерна, чем и признания в дружбе, звучавшие несколько месяцев назад.
Наемник Америки
Польша как оккупационная страна не располагает своими собственными финансовыми ресурсами и является «лишь наемником Соединенных Штатов», ругается "taz" и волнуется по поводу роли Польши как «самовластной державы». При этом, пишет далее газета, «неоспоримым все же является одно: Польша сначала вступает в ЕС, а не присоединяется к Соединенным Штатам». Но страна, которая играет роль великой державы по милости Америки, переоценивая, таким образом, свою собственную роль в мире, вряд ли может рассчитывать на то, чтобы ее серьезно воспринимали в Европейском союзе. Она, скорее, вызывает подозрения. Такая страна будет лишена доверия. Но, тем самым, Польша оказалась бы стороной проигравшей».
Последнее предложение, очевидно, должно было выразить озабоченность, поскольку, мол, стране желают только хорошее. Но комментарий выражает такое неудовольствие, настолько мелочно придирчив и назидателен, что под ним могла бы вполне стоять подпись «Жак Ширак» (Jacques Chiraс). Лучше всех, разумеется, разбирается в ситуации и газета "Junge Welt": «В классовом обществе ЕС для восточной части континента задумана лишь роль объекта для экспансии западноевропейских концернов. - пишет она и заявляет: - Для Соединенных Штатов речь идет не о том, чтобы возвысить Польшу, а о том, чтобы унизить сердцевину Европы».
Почему нет?
То, что в возвышении Польши речь идет о «политической демонстрации», увидела и газета "Tagesspiegel". Берлинская газета в своих комментариях настроена к Польше более дружелюбно. В частности, «несамостоятельная» Польша это «расхожее представление», пишет газета. «Сегодня она ведущая сила в Ираке, а потом у нее появятся амбиции задавать тон и в ЕС? С другой стороны: а почему бы и нет?» В конце концов, Польша будет пытаться выполнять задачу «в интересах всех европейцев: помогать Ираку в достижении стабильности. Ведущая роль Польши при этом является поводом для радости, а не критики».
В той же газете слово берет бывший посол Польши в Германии Януш Райтер (Janusz Reiter). Сегодня он - директор авторитетного Института по вопросам политического консультирования в Варшаве. Он рад повышению значимости его страны, говорит Райтер, но думает о том, что тот факт, будет ли Польша обладать таким же весом и в Европе, зависит от того, удастся ли Варшаве разъяснить партнерам по ЕС, «что это, отнюдь, не проамериканское решение, а наш вклад в представительство интересов Европы».
Польша не как раскольник, а как объединитель Европы, заботящийся в то же время о создании лучшего климата в отношениях с Америкой: неожиданная точка зрения, быть может, - всего лишь желаемое представление. Польский министр обороны Ежи Шмайдзинский (Jerzy Szmajdzinski), тем не менее, уже порой выступает в этой роли. Корреспонденту газеты "Washington Post" министр рассказал о своем намерении предложить своему американскому коллеге Рамсфелду (Rumsfeld) задействовать для обеспечения польской оккупационной зоны немецких и датских военнослужащих. Польша в роли великодушного помощника немцев: в мире, несомненно, происходят перемены.