На Ближнем Востоке никогда ничего не делается напрямую, и так называемая «дорожная карта», представленная, наконец, на прошлой неделе, - не исключение. Этот план мирного урегулирования не имеет шансов быть реализованным, и все же добиваться его реализации совершенно необходимо.
То, что «дорожная карта» не является особенно полезным набором инструкций, чтобы достичь окончательного урегулирования проблемы, должно быть очевидно. Она состоит из перечня шагов, которые израильтяне и палестинцы должны предпринять просто потому, что их об этом попросили. Причем шаги эти не слишком обязательны и плохо определены, а оценки того, выполнены ли они, и меры наказания сторон в случае невыполнения или отклонения от графика, не согласованы. И самое главное, «дорожная карта» основана на логике постепенности и последовательности, что является откатом обратно к провалившейся концепции договоренностей в Осло; кроме того, она не содержит подробного и содержательного проекта постоянного соглашения.
Результатом, с большой долей вероятности, станут бесконечные споры сторон о том, кто выполнил свои обязательства, а кто - нет; кто и когда должен теперь предпринять следующий шаг - то есть бесконечные споры о процессе, в то время, когда требуется общая вовлеченность сторон в политическое урегулирование на содержательном уровне. Если все, что запланировано в документе (подавление радикальных палестинских группировок, реформа Палестинской национальной администрации, замораживание строительства еврейских поселений, соглашение об основах переходного палестинского государства - и это лишь основные положения), должно быть выполнено до того, как стороны лишь выйдут на стадию переговоров о длительном мире, мы и через 10 лет не сильно сдвинемся с места.
Но тот факт, что «дорожная карта» не может и не будет реализована, не делает ее бесполезной.
Во-первых, это важное напоминание о базовых политических принципах, которые были забыты за два с лишним года практики насилия в регионе. Эти принципы включают необходимость прекращения вооруженного противостояния, отказ от строительства поселений и быструю замену оккупации и конфликта всеобъемлющим мирным соглашением, в котором суверенное и жизнеспособное палестинское государство создается для сосуществования с Израилем, которому гарантируется безопасность. Постоянно и внятно повторяя эти положения, расширяя и конкретизируя дополнительные составляющие всеобъемлющего соглашения, члены ближневосточного «квартета» и их арабские партнеры помогут заново «узаконить» идею о возможности длительного мире в умах израильтян и палестинцев и приучить их к ее требованиям.
Во-вторых, эта новая дипломатическая инициатива может послужить катализатором для внутренних преобразований в политике палестинцев, израильтян и американцев, без чего возобновление плодотворного политического процесса останется лишь иллюзией. Палестинское национальное движение должно закончить свои бесконечные внутренние дискуссии, принять недвусмысленное решение прекратить все вооруженные действия в рамках интифады и признать, что Палестинская национальная администрация должна обладать монопольным правом на применение силы. Израиль должен остановить провокационные действия, выходящие далеко за рамки законных требований обеспечения безопасности, а его народ должен выбрать себе руководителей, которые понимают, что требуется для достижения приемлемого мирного соглашения. Тем временем, администрация США должна прервать двухлетний период отстраненности и вложить в разрешение этого конфликта весь необходимый политический и дипломатический капитал.
Поводов для надежды и отчаяния - поровну. Главные действующие лица, обескровленные двумя с половиной годами борьбы, кажутся измученными и не желающими сдаваться, но готовыми к поиску достойного выхода из ситуации. Экономически израильтяне и палестинцы сильно пострадали - палестинцы гораздо сильнее в абсолютном измерении, но и израильтяне испытывают сейчас беспрецедентные трудности. Палестинцы задаются вопросами о стратегических целях своего восстания - вернее, об отсутствии таковых - с редкостной прямотой. Есть новое правительство во главе с Махмудом Аббасом (Mahmoud Abbas), известным также как Абу Мазен (Abu Mazen), который с самого начала возражал против милитаризации интифады. В Израиле премьер-министр Ариэль Шарон имеет достаточный кредит доверия, чтобы предпринять мирные инициативы - если он захочет это сделать. Соединенные Штаты сразу после военных успехов в Ираке пользуются особым влиянием в регионе и имеют лишний повод продемонстрировать, что могут распорядиться им беспристрастно. В этом направлении их подталкивает единственный лидер международного масштаба, который имеет некоторое влияние на президента Буша, - британский премьер-министр Тони Блэр.
Но и негативные моменты просматриваются достаточно ясно. Хотя обе стороны конфликта утомлены неослабевающим насилием, они в то же время становятся все менее восприимчивы к нему. Новое палестинское правительство, возможно, не сумеет справиться с вооруженными группировками, особенно принимая во внимание состояние его собственной службы безопасности и хаос, царящий в палестинском обществе. Совершенно непонятны намерения Шарона - захочет ли он воспользоваться нынешними возможностями или будет тянуть время, избегая принятия трудных политических решений. Что же касается США, то они за последние два года дали мощный повод сомневаться в их приверженности энергичному и сбалансированному подходу - и сомнения эти с приближением президентских выборов только упрочатся.
Полезность «дорожной карты» заключена в самом ее существовании, а не в ее содержании. Ближневосточный «квартет» должен сосредоточиться на ближайших реалистичных шагах, заставляя при этом стороны не упускать из виду конечную цель в виде заключительного соглашения, намеченного на 2005 год; избегать продолжительных переговоров о контурах переходного палестинского государства или определения условий замораживания строительства новых еврейских поселений, и оставить внутренние дела палестинцев самим палестинцам. Только такой подход подготовит почву для новой дипломатической фазы урегулирования. Получив такой импульс, израильтяне и палестинцы смогут поблагодарить «дорожную карту» за оказанные услуги, отложить ее в сторону и двигаться напрямик к главной цели - достижению справедливого и прочного мира.