Растущее отчуждение между Америкой и остальным миром является очевидным. С одной стороны, прежде всего, Европа отмечает все большую склонность американцев к односторонним действиям. С другой стороны, американцы сбиты с толку и рассержены в связи с недостаточной поддержкой со стороны своих союзников.
Очевидные недоразумения накапливаются. Такие организации, как ООН, в глазах многих американцев вызывают подозрения из-за своей неповоротливости и готовности идти на компромиссы, что является причиной многоплановости их структуры. США поэтому теперь рассчитывают при реализации своих внешнеполитических целей на собственные силы. Администрация Буша (Bush), исходя из своего господствующего положения в военном отношении, считает такой путь возможным. С определенным правом официальные лица Америки обвиняют недовольных европейцев за противоречивую позицию в вопросе легитимации военных акций: как могут те же политики, которые обвиняли США в недостаточном присутствии в Руанде, подвергать теперь критике военную кампанию против Ирака и его антигуманного режима?
Среди американцев можно заметить сильное чувство наличия угрозы, особенно после террористических актов, совершенных 11-го сентября 2001 года. Это чувство приводится в качестве аргумента в пользу нанесения упреждающих военных ударов. В глазах американцев союзники, которые не поддерживают США в этой борьбе, являются просто неблагодарными и не имеющими больше существенного значения в политическом плане. Хуже того, эти государства льют воду на мельницу «изгоев» и придают их действиям из-за своей критики Америки видимость законности.
В Европе, напротив, прежде всего, отмечают, что США в своей внешней политике подменили международное право правом сильного в военном отношении. С опасениями исследуются причины этого явления. Ответственность за появление действительной побудительной причины для обращения к не такой уж и новой в своей основе политики возлагается на неоднократно замечавшийся в речах Буша религиозный пафос, на выставляемые напоказ представления правящих неоконсерваторов о своей избранности и нескрываемое стремление к гегемонизму американских правых. США открыто называют империей римского образца, у которой теперь есть только вассалы, но не союзники.
Можно с уверенностью говорить, что эти факторы не могут не оказывать влияния, но нынешние проблемы являются более многоплановыми. Раздел нашей газеты «Последняя сверхдержава» рассматривает американскую историю и рассказывает о причинах появления представлений об избранности и о самовосприятии американской нации.