Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Постсоветская Россия: быстрый путь в никуда

Россия еще не стала свободной страной

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дэвид Сэттер, в прошлом московский корреспондент газеты "The Financial Times", глубоко разочарован постсоветской Россией. В своей новой книге "Darkness at Dawn" он рисует отвратительную картину коррупции, семейственности, беззакония и некомпетентности в годы правления Бориса Ельцина и его преемника Владимира Путина. Было бы только справедливо, если бы г-н Сэттер дополнил свою книгу примерами происходящих в России перемен к лучшему.

Выпуск за 12 мая 2003 года. Дэвид Сэттер (David Satter) глубоко разочарован постсоветской Россией. В своей новой книге "Darkness at Dawn" (Название может быть приблизительно переведено как "Тьма на рассвете" - прим. пер.) он рисует отвратительную картину коррупции, семейственности, беззакония и некомпетентности в годы правления Бориса Ельцина и его преемника Владимира Путина.

В одном из эпизодов г-н Сэттер, в прошлом московский корреспондент газеты "The Financial Times", показывает отдел милиции в обычный рабочий день, чтобы продемонстрировать, насколько бесправны рядовые россияне. Москвича В. заперли в "обезьяннике" за отказ дать взятку сотруднику милиции. "Ты похож на разыскиваемого насильника, - говорит ему сотрудник милиции, - и у нас есть целый вагон готовых нам помогать свидетелей". В. отказывается дать взятку и проводит ночь под арестом, слушая, как другие сотрудники милиции трясут задержанных и договариваются по телефону с их родственниками о доставке выкупа.

Такого рода анекдотичные случаи помогают г-ну Саттеру обосновать его тезис: Россия еще не стала свободной страной. Она все еще страдает от социальных патологий - в особенности от нехватки правовых норм и пренебрежения к человеческой жизни. Автор винит в этом ельцинских "реформаторов", которые отдали предпочтение приватизации, вместо того чтобы создать правовую основу для рыночной экономики. Он утверждает, что они оставались недопустимо толерантными к преступности - в результате чего и образовалась малочисленная группа олигархов, которые, согласно одной недавней оценке, контролируют 85% частной экономики страны.

"Процесс реформ, - пишет он, - проходит без учета моральных ценностей; он вверг Россию в моральный вакуум". Г-н Сэттер предлагает читателю множество интересных доказательств. Он рассказывает историю ветерана афганской войны, который умирает в бесполезной голодной забастовке сибирских учителей, пытающихся получить причитающуюся им зарплату. Мы слышим и о женщине, которая умирает на операционном столе, когда в местной больнице отключают электричество за неуплату счетов. Мы узнаем, как отец с сыном сварились заживо, упав в одном московском парке в яму, образовавшуюся на месте прорыва отопительной трубы. Родственники погибших не получили никакой компенсации от городских властей, им даже не были принесены официальные соболезнования.

Одним из самых захватывающих эпизодов книги является жизнеописание одного канадца, являющегося хозяином бара в Москве, которому каким-то образом удается делать свой бизнес, лавируя между разными бандитскими группировками, конкурирующими за то, чтобы обеспечить ему "крышу", без которой в сегодняшней России просто невозможно вести дела.

Г-н Сэттер также рассказывает о самых вопиющих случаях некомпетентности российских властей, включая гибель атомной подводной лодки "Курск". Он обвиняет власти в том, что те лгали относительно причин затопления корабля и отказывались от предложений помощи со стороны иностранцев.

В своем анализе таинственных террористических взрывов, которые спровоцировали вторую войну в Чечне - и помогли прийти в Кремль Владимиру Путину - автор доказывает, что эти взрывы, унесшие жизни свыше 300 человек, были делом не чеченских террористов, но секретных служб России. Он ссылается на события в Рязани в 1999 году, где случайно схваченные на месте закладки заряда взрывчатки "бомбисты" оказались сотрудниками секретной службы, которых начальник местного органа Федеральной службы безопасности пытался "отмазать", объявив, что все случившееся является "учением" с целью проверки бдительности народа, а сама бомба в действительности является муляжом.

Однако при всей своей критике г-н Сэттер не предлагает никаких конструктивных решений. Большинство патологий объясняется столько же аморальностью советской эпохи, сколько и факторами 1990-х годов. Ведь, в конце концов, резкое сокращение численности населения страны и разрушительное уменьшение инвестиций в современную промышленную инфраструктуру начались в советские времена.

Было бы только справедливо, если бы г-н Сэттер дополнил свою книгу примерами происходящих в России перемен к лучшему.