То, что отношения между Государственным департаментом и Пентагоном не всегда бывают гармоничными, является константой американской внешней политики. Но борьба за власть между «мягким» мультилатералистом Колином Пауэллом (Colin Powell) и «жестким» унилатералистом Дональдом Рамсфелдом (Donald Rumsfeld) выходит за обычные рамки, хотя оба министра друг на друга злобы не таят. Сейчас они снова повздорили из-за американского лагеря для военнопленных на Кубе.
Добрых две недели назад Пауэлл направил в Министерство обороны письмо, в котором просит принять срочное решение относительно того, кому из 660 военнопленных из 42 стран, которые уже не один месяц содержатся в заключении на военной базе американских военно-морских сил Гуантанамо на Кубе, следует предъявить обвинение, и кто должен быть освобожден. Со времени создания лагеря в январе 2002 года освобождены только 22 военнопленных. Не было предъявлено ни одного обвинения по подозрению в причастности к террористическим организациям, таким, как «Аль-Каида», или в их поддержке.
Пауэлл считает, что обстоятельство, когда потенциальные союзники хотят прежде выяснить окончательную судьбу своих граждан, содержащихся в заключении на Кубе, мешает его усилиям по созданию максимально широкой коалиции в борьбе против международного терроризма. Между тем, Рамсфелд пообещал принять немедленное решение об освобождении, примерно, ста граждан Великобритании, России, Испании и Пакистана, как только будет выяснено, что они не представляют угрозы для безопасности Соединенных Штатов и их союзников. То, что процесс проверки отдельных случаев так затянулся, Рамсфелд объясняет тем обстоятельством, что свои данные должны сопоставлять разные учреждения полиции и спецслужб.
Если несколько десятков военнопленных вскоре действительно окажутся на свободе, Пауэлл мог бы тогда записать на свой счет победу на одном из этапов борьбы против Рамсфелда. Однако решающие сражения разворачиваются, так сказать, по всему миру: речь идет о политике на Ближнем Востоке, о политике в отношении двух представителей оси зла - Иране и Северной Корее, европейских союзниках, в конце концов, о направленности американской внешней и оборонной политики в век «превентивной самообороны». При этом ни один из этих двоих не оказывался с самого начала впереди. Буш говорит об этом так: он, мол, в одинаковой мере прислушивается и к Пауэллу, и к Рамсфелду и в зависимости от конкретных обстоятельств принимает решение, на чью сторону встать в споре.
Усилившиеся позиции Пентагона
После последней все же блестящей военной победы в Ираке Рамсфелд и его «ястребы» в Пентагоне могут начинать новую атаку с более прочных позиций. Ровно две недели назад бывший спикер Палаты представителей Ньют Джинджрич (Newt Gingrich) в речи в близком к правительству институте по исследованию политических проблем "Amerikan Enterprise Institute" нанес Государственному департаменту вкупе с Пауэллом фронтальный удар. Американская внешняя политика, сказал он, дала полный сбой еще до начала войны против Ирака: она не смогла убедить в правильности позиции Вашингтона не только союзников в ЕС, но даже Турцию. После военной победы, нам теперь грозит продолжение этой ошибочной политики, например, если говорить о поездке Пауэлла в Сирию, которую Джинджрич назвал «абсурдом».
Необычайно жесткие филиппики стали в Вашингтоне поводом для различных кривотолков. Джинджрич, в частности, после ухода в 1999 году с поста спикера не занимал сколь либо важной должности, если не считать того, что он входит в военно-политический совет Пентагона. Однако, Джинджрич по-прежнему считается важным рупором неоконсерваторов внутри Республиканской партии и связан дружескими отношениями с Рамсфелдом, которого он в своей речи особенно хвалил, и вице-президентом Диком Чечни (Dick Cheney) не одно десятилетие. В прошедшее воскресенье Рамсфелд в одном из своих телевизионных выступлений был вынужден даже подстраховаться, заявив, что он о речи Джинджрича заранее не знал.
Тем не менее, разногласия очевидны. В Ираке Пентагон с самого начала сделал ставку, прежде всего, на «Иракский национальный конгресс» (INC) во главе с Ахмадом Чалаби (Ahmad Tschalabi) как на существенную «внутреннюю» опору при назначении переходного правительства. INC, которому в вашингтонской администрации не совсем доверяют, оказывают в Ираке посильную помощь американские вооруженные силы, включая формирование при поддержке Пентагона так называемых «Свободных иракских вооруженных сил», милиции INC. По обе стороны Потомака разные представления и что касается вопроса о том, как строить в будущем отношения с ООН. Пентагон отдает предпочтение фронтальному курсу и хочет, чтобы американский посол США в ООН Джон Негропонте (John Negroponte) представил вскоре Совету безопасности проект резолюции, который отменяет сразу все действующие до сих пор резолюции со всеми санкциями и открывает путь для осуществляемого Америкой и ее коалицией по желанию восстановления Ирака. Пауэлл вместо этого хочет поэтапными действиями снова «заполучить» на свою сторону строптивых постоянных членов Совета безопасности Францию и Россию и больше не доводить дело до конфронтации.
Поездку Пауэлла в Сирию многие в Пентагоне считают преждевременной, поскольку Дамаск, кроме обещаний, не предпринял никаких конкретных шагов. Своим убедительным выводом о том, что сирийский президент Башар аль-Асад (Baschar al Assad) долго открыто поддерживать радикально настроенных палестинцев и их террор в отношении Израиля не будет, Пауэлл пробудил большие ожидания.
Рамсфелд хочет более жесткого курса в отношении Северной Кореи и Палестины
Пентагон относится скептически также к «графику» мирного урегулирования на Ближнем Востоке, разработанному Государственным департаментом совместно с Россией, ООН и ЕС, и отдает предпочтение решительной поддержке правительства в Тель-Авиве в его борьбе против палестинского террора. Обращаясь к вопросу о новой «ядерной державе» Северной Корее, Рамсфелд был против инициированных Пекином переговоров. Он потребовал вместо этого, чтобы Вашингтон вместе с Пекином попытался добиться смены режима в Пхеньяне.
Различие в понимании ситуации и во взглядах отражается не только в характере руководства ведомствами главами двух ключевых для американской внешней политики министерств. Тем более, что Пауэлла его сотрудники в Государственном департаменте считают «середнячком». Рамсфелда в Пентагоне, подвергаемом им наряду с вооруженными силами кардинальной реформе с учетом глобальных требований 21-го столетия, некоторые уважают, а многие боятся.