Президент Румынии говорит о роли своей страны в «Коалиции желающих» как о роли, имеющей относительный характер. По его словам, была лишь выполнена просьба одного из союзников, но в войне страна не участвовала. Нельзя считать выходом, говорит он, когда устранение тоталитарных систем осуществляется с помощью интервенций из-за рубежа.
"taz": Господин президент, Румыния входит в «Коалицию желающих». Для ведения войны в Ираке Ваша страна предоставила в распоряжение США военно-воздушную базу, а сначала апреля в Ираке находится военное подразделение Румынии. Почему Румыния приняла участие в этой войне?
Ион Илиеску (Ion Iliescu): Это слишком сильно сказано, будто Румыния принимала участие в войне против Ирака. Румыния позитивно отреагировала на просьбу одного из союзников, Соединенных Штатов, о тыловой поддержке. Мы предоставили в распоряжение наше воздушное пространство и румынские военные базы для транзита в направлении Ирака.
"taz": Наряду с Польшей вряд ли какое-либо другое правительство в бывших странах восточного блока так однозначно встало на сторону США, как румынское. Почему, по мнению румынской стороны, эта война была необходимой?
Илиеску: Безусловно, во многих странах мнение относительно интервенции в Ираке было различным. У этой интервенции есть позитивная сторона, в результате был устранен тоталитарный режим. Но в принципе нельзя считать выходом, когда тоталитарные режимы устраняются с помощью интервенции из-за рубежа, поскольку подобная практика может направить развитие ситуации в неверном направлении, а не в направлении демократии. Демократии и свободы нельзя добиться путем насилия.
"taz": Иными словами, Вы относитесь не к числу «желающих», а скептиков?
Илиеску: Позвольте мне дать ответ несколько общего плана. Самым опасным источником конфликтов в нынешнем мире является пропасть между нищетой и богатством. Эта проблема решается не путем насилия, а с помощью коллективной экономической политики в мире. Эта политика не может быть такой, какой она была до сих пор, а именно, когда она идет только во благо богатых и приводит к тому, что нищета большинства людей на этой планете становится еще большей. Когда этой пропасти не будет, спокойнее смогут спать и богатые.
"taz": США дали неофициально понять, что они с удовольствием бы превратили временную военно-воздушную базу в местечке Михай Когалничану в постоянную
Илиеску: Это возможно. Мы этот вопрос еще не обсуждали. Но мы открыты для диалога. Позиция населения показывает, что оно относится к присутствию союзников в нашей стране позитивно, так как это присутствие связано и с экономическими преимуществами.
"taz": Проамериканская позиция Румынии вызывает озабоченность в Брюсселе. Председатель Еврокомиссии Романо Проди (Romano Prodi) критиковал Вашу страну, сказав, что у Румынии может не быть военного будущего с США и экономического - в ЕС.
Илиеску: Мы тоже выступаем за единую оборонную политику ЕС, которая, кстати, не исключает необходимости евроатлантической солидарности. Я хотел бы сказать одно: ЕС выигрывает от поддержки со стороны США в области безопасности. Только сейчас у ЕС появляется проблема создания структур и выработки политики, которая обеспечивает ей независимую роль, роль партнера, а не подчиненного, роль равноправного союзника США. До сих пор ЕС этого не добивался.
"taz": Как собирается Ваша страна возвращать 1,7 млрд. долларов США, которые ей должен Ирак?
Илиеску: Это будет непросто. Мы не должны предаваться иллюзиям. Ирак очень слаб. Мы посмотрим, каким образом стать полезными друг для друга. У нас есть преимущество, нас там знают как страну, которая не выступает в качестве сверхдержавы и реализует там свои интересы. Наши специалисты пользуются в Ираке доверием, так как они прибыли не из той страны, которая добивается господствующего положения и добивается реализации своих односторонних интересов.
"taz": Ясно, что заработают на восстановлении в Ираке, прежде всего, компании США. Вы верите в то, что и румынские фирмы примут участие?
Илиеску: Проекты разрабатываются на месте, и их необходимо согласовывать с местными органами управления, которые только сейчас формируются. Крупные концерны, без сомнений, будут навязывать свои интересы, они будут устанавливать правила игры. Мы, небольшие страны, будем делать дело, находясь где-то между ними, и пытаться сотрудничать с теми, кто занимает господствующее положение в целом. Как крупные компании доминируют в мировой экономике, так они будут занимать господствующее положение и в ходе восстановления Ирака.