Китай и Япония оказывают на Россию давление, чтобы она наконец выбрала путь, по которому сибирская нефть пойдет на внешний рынок.
И Япония и Китай используют все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы оказать на Россию давление в принятии неизбежного решения, играющего важнейшую роль для энергетического будущего азиатского континента. Должны ли русские провести нефтепровод к порту Находка, расположенному на берегу Тихого океана, или же нефть из месторождений в Восточной Сибири пойдет к китайской границе? И в том и в другом случае политические интересы играют такую же роль как и экономические.
В случае принятия решения в пользу первого из вариантов из Находки нефть будет перевозиться танкерами сначала в Японию, а затем уже в другие страны, такие как Южная Корея и даже Соединенные Штаты. Второй вариант ограничивает поставку восточносибирской нефти лишь пределами Китая. Сегодня в России развернулась настоящая война вокруг вышеназванных вариантов строительства нефтепровода. Первый вариант - выгодный для Японии - поддерживается нефтяной компанией «Лукойл». Однако ее соперником является, ни много ни мало, «ЮКОС», который после слияния с «Сибнефтью» превратился в одну из крупнейших нефтяных компаний в мире: ее запасы составляют 18400 миллионов баррелей нефти-сырца.
Вне зависимости от окончательного решения, которое должно принять Правительство Российской Федерации (а все указывает на то, что победителем окажется «ЮКОС»), исходной точкой нового нефтепровода станет Ангарск - город, построенный всего полвека назад и насчитывающий 250000 жителей. Город Ангарск был основан одновременно со строительством крупного нефтехимического комбината и является самым восточным пунктом, который захватывает сеть российских нефтепроводов. Именно здесь нефтепровод заканчивается и именно отсюда должно начаться строительство новых трубопроводов, благодаря которым станет возможна транспортировка российской нефти в Дацин (Китай) или к берегу Тихого океана.
Параллельно с войной за один из вариантов строительства нефтепровода идет и другое сражение: за строительство частных нефтепроводов, которых в России до сих пор нет. Вся сеть российских нефтепроводов принадлежит государству в лице компании «Транснефть». Против сложившегося положения вещей и ведут в последнее время борьбу нефтяные компании. Однако вплоть до настоящего момента российское государство не соглашалось отказаться от своего монопольного права на транспортировку нефти и позволить строительство частных нефтепроводов. Но, по мнению подавляющего числа экспертов, подобная практика сохранится еще ненадолго, потому как у правительства России нет достаточных средств для строительства новых необходимых стране трубопроводов для транспортировки нефти.
Со стратегической точки зрения строительство нефтепровода из Ангарска к Тихому океану гораздо предпочтительнее, чем вариант Ангарск-Дацин. Нефтяная компания «Лукойл», являвшаяся вплоть до конца прошлого года лидером российского нефтяного комплекса, вместе с Японией настаивает на строительстве нефтепровода, который свяжет Западную Сибирь с Тихим океаном (объем поставок - 50 миллионов тонн нефти ежегодно). Этот вариант поддерживает и «Транснефть», возглавляемая бывшим вице-президентом «Лукойл» Семеном Вайнштоком. Сторонники строительства нефтепровода Ангарск-Находка подчеркивают, что эта магистраль не только откроет более разнообразный рынок сбыта нефти, но и поможет Дальнему Востоку влиться в экономическую жизнь страны.
Нефтяной гигант «ЮКОС»
В это же самое время нефтяной гигант «ЮКОС», объединившийся на днях с «Сибнефтью», благожелательно относится к китайскому варианту и готов построить этот нефтепровод своими силами, если государство откажется от своей монополии на транспортировку нефти. Несмотря на то, что вариант Ангарск-Дацин лишен геополитической важности тихоокеанского проекта, у него также есть свои плюсы. Прежде всего, он будет короче того, что должен связать Ангарск с Находкой, и «ЮКОС» единолично может гарантировать поставку нефти, которая потечет по этому трубопроводу. Максимальный объем поставок этого нефтепровода ежегодно будет составлять 30 миллионов тонн, а строительство магистрали из Ангарска до китайской границы обойдется в 2000 миллионов евро.
Для прокладки нефтепровода до Находки не только придется пройти более значительное расстояние (4000 км), но и пересечь при этом труднопроходимую гористую местность, что сразу увеличивает стоимость проекта до 5000 - 6000 миллионов евро. Но самая главная проблема, существование которой признал даже сам Вайншток - «отсутствие 50 миллионов тонн нефти, которую требуется поставлять в Находку». А это означает, что проект нерентабелен.
Тем не менее, это не означает, что государственная нефтяная компания «Транснефть» полностью отказывается от строительства трубопровода Ангарск-Находка. В особенности после того, как японцы выразили свою готовность частично профинансировать проект. Глава национальной японской нефтяной корпорации (JNOC) Есиро Камата (Yoshiro Kamata) посетил в середине апреля Владивосток, где заявил, что его страна готова вложить более 1000 миллионов евро в строительство нефтепровода Ангарск-Находка. Кроме того, Вайншток отметил, что правительство может принять решение в пользу тихоокеанского варианта, несмотря на его нерентабельность, руководствуясь исключительно геополитическими мотивами.
Безусловно, позиции Михаила Ходорковского - президента «ЮКОС» значительно окрепли после слияния с «Сибнефтью», потому как, по мнению значительного числа российских политологов, эта, последняя, имеет большое влияние на Кремль. И сегодня можно практически со стопроцентной уверенностью утверждать, что российское правительство выберет именно китайский вариант - более короткий и реалистичный. Премьер-министр России Михаил Касьянов уже высказал свое мнение по этому вопросу. Однако, по-прежнему остается загадкой позиция российского президента Владимира Путина, а именно ему и будет принадлежать окончательное решение.
Нефтепровод вблизи берегов Байкала
Не так давно стало известно, что планируемый нефтепровод пройдет не вдоль северного, а вдоль южного берега знаменитого озера. Это позволяет - по крайней мере, теоретически - провести магистраль как в Находку, так и в Китай: два нефтепровода могли бы разойтись в Чите.
Между тем, работа над китайским вариантом проекта практически завершена: ее проделала Ангарская нефтехимическая компания, два года назад приобретенная «ЮКОС». Директор компании Владимир Анисимов не скрывает, что по-прежнему осталось несколько нерешенных проблем, самая главная из которых - экологическая: близость прохождения трубопровода к Байкалу и угроза заражения озера. Общая протяженность китайского нефтепровода до Дацина составит 2247 километров, однако, российская сторона должна будет построить лишь 1452 километра до границы с Китаем, который обязуется завершить строительство трубопровода на своей территории. Анисимов надеется, что строительство магистрали начнется уже в этом году, а в 2005 она вступит в действие. Вплоть до 2009 года ежегодный объем поставок нефти будет составлять 20 миллионов тонн, а с 2010 года он увеличится до 30 миллионов тонн в год. В настоящее время «ЮКОС» ежегодно добывает 15 миллионов тонн из своих месторождений в Томской области, в планах компании увеличить до 13 миллионов тонн добычу нефти в Красноярском крае (Эвенкийский автономный округ) и до 18 миллионов тонн добычу нефти в Якутии.