Этот человек просто не дает покоя. В Москве его нет уже два с половиной года, но ему удается делать так, чтобы о нем продолжали говорить в России. Он противится желанию Кремля, чтобы о нем забыли, с утра до вечера. Для этого ему приходится работать по восемнадцать часов в сутки, он встречает гостей из России, беспрерывно звонит, дает интервью, пишет статьи, держит в руках все нити. Он собирается победить президента Путина на парламентских и президентских выборах, а затем вернуться в Россию. Нет, если речь заходила о его целях, Борис Абрамович Березовский, известный в России под аббревиатурой БАБ, скромностью никогда не отличался.
Его противники, Путин и преданные ему люди, делают все, чтобы самый известный российский олигарх, проживающий теперь на вилле, расположенной в парке в южной части Лондона, никогда больше не увидел родины, по крайней мере, в качестве свободного человека. Поэтому 57-летнему миллиардеру пришлось на этой неделе появиться в лондонском суде. Дело в том, что Россия требует его выдачи. В суде он уже во второй раз. В апреле британская полиция арестовала Березовского и одного его бывшего компаньона по бизнесу, но на первый раз освободила под залог в 100 000 долларов США - до 13-го мая. Поверженный олигарх уходил из здания суда в маске Путина, давая понять, кто, по его мнению, должен сидеть на скамье подсудимых.
Из очевидных вещей речь идет о 2 000 украденных автомобилях. Утверждается, что в середине девяностых годов Березовский обманул Самарскую область, где находится автомобильный завод, на 13 миллионов долларов США. Разумеется, речь в действительности идет не о «Ладах», не о миллионах долларов, которые Березовский перекачал на счета подставных фирм в Швейцарии в рамках так называемой аферы с «Аэрофлотом», не о сомнительных случаях «приватизации», просчитанных бывшим математиком в годы постсоветского дикого капитализма. Дело в том, что процесс по экстрадиции олигарха всего лишь новейший джокер в игре, которую разыгрывают друг с другом Путин и его согрешивший конкурент на выборах.
Деньги Березовского волнуют мало, что ему необходимо, так это власть. Он собирается, говорит олигарх, поставить Путина на колени с помощью коалиции из либералов и коммунистов. Он, по его словам, единственный человек, который может оплатить такой союз, так как все другие боятся Кремля. Этот вариант за семь месяцев до выборов в Думу можно считать чем угодно, но только не возможным для реализации. Тем не менее, он воспринимается как угроза, к которой в Кремле относятся серьезно. Дело в том, что там толком не знают, как победить с партией бюрократов «Единая Россия» на парламентских выборах. У нее нет ни идей, ни светлых голов.
Четыре года назад ситуация была иной. В то время у Кремля был еще Борис Березовский, гений политического манипулирования. Олигарх использовал контролируемый им первый российский телеканал для того, чтобы нейтрализовать противников Кремля, бывшего человека КГБ Евгения Примакова и мэра Москвы Юрия Лужкова, путем организации крупномасштабной кампании по их очернению. Благодаря удачным PR-акциям, мастеру интриги удалось добиться для нового человека - Владимира Путина - неожиданной популярности, вытащил для Кремля из шляпы, словно фокусник, партию «Единство». Березовский считал, прежде всего, своей заслугой, что проект «Преемник», для реализации которого Кремль избрал неизвестного до той поры сотрудника спецслужбы, успешно завершился избранием Путина.
Это был уже второй ловкий ход Березовского. В 1986 году, когда перспективы переизбрания его тезки Бориса Ельцина были равны нулю, он собрал на экономическом форуме в Давосе самых влиятельных олигархов, чтобы удержать Ельцина у власти и не допустить прихода Геннадия Зюганова. Произошло, казалось, невозможное. Больной, недееспособный кремлевский царь был в очередной раз посажен на трон, благодаря миллиардам российских магнатов, а Березовский вознесся до положения серого кардинала Кремля, принимавшего участие в принятии решений, кто должен быть главой правительства и министрами.
Но после избрания Путина все изменилось. Российский президент не был готов платить по счетам человека, делающего королей. Березовский ушел в оппозицию к новому хозяину Кремля, обвинял Путина в строительстве авторитарного государства. Чересчур влиятельного закулисного руководителя принудили отказаться от ведущего телеканала. Против него было заведено уголовное дело, но прежде чем его арестовали, он покинул страну. Другой телеканал он потерял в результате сомнительного решения суда, будучи уже в эмиграции. У него остались газеты, такие, как «Коммерсант».
Свою кампанию мести из эмиграции Березовский ведет с настойчивостью. Он обвинил ФСБ в соучастии в организации осенью 1999 года взрывов в жилых домах Москвы и других российских городах и заставил снять по этому поводу фильм, который содержит косвенные улики и не приводит прямых доказательств. Березовский утверждает, что ФСБ принимала участие также в захвате заложников чеченскими террористами в московском Театральном центре осенью прошлого года. В смерти депутата либерального толка Сергея Юшенкова он тоже хочет видеть руку спецслужб. Юшенков вместе с Березовским основал и возглавлял партию «Либеральная Россия», но после того, как последний стал стремиться к союзу с коммунистами, исключил спонсора и заместителя председателя, проживающего в Лондоне, из партии.
Это заставило Березовского, имеющего шестерых детей от трех браков и рассматривающего любовь как «высшую форму эгоизма», снова напомнить о своем существовании. Когда недавно нефтяной концерн «Юкос» сообщил о слиянии с предприятием «Сибнефть» и превращении в четвертую по объемам добычи нефти компанию мира, эмигрант утверждал, что в сделке принимает участие и он. С той поры гадают, что произошло с долей Березовского, который получил в свое время «Сибнефть» практически в качестве подарка.
На оставшиеся от его состояния деньги, а сам он оценивает его в размере трех миллиардов долларов США, Березовский, который в девяностые перешел из иудейской в православную веру, мог бы наслаждаться спокойной жизнью. Но он хотел бы всегда оставаться политиком, как он это называет, а не только удачливым предпринимателем. Все свои компании, связанные будь то с автомобилями, авиацией, нефтью или алюминием, он продал (или отказался от них), вместо того чтобы консолидировать их. Березовский слишком значительная фигура, чтобы подходить для сегодняшней России, где бал правит страх, считает журналистка Юлия Латынина. Он, по ее словам, представитель эпохи Ельцина. Однако, имея президента, которого выбрали и поставили на президентский пост «семья» Ельцина и Борис Березовский, от прошлого просто так не отмахнешься.