После трех недель войны в Ираке количество заказов на поставки российского вооружения значительно увеличилось. Об этом на днях с удовлетворением сообщил министр обороны Сергей Иванов. Почти с цинизмом министр поблагодарил США, как он выразился, за «бесплатную рекламу». В конце концов, теперь у большего количества стран появилось чувство необходимости быть во всеоружии против потенциальных захватчиков.
Российские экспортеры вооружений теперь надеются на дальнейшее повышения спроса на их продукцию. Как рассчитывает российское руководство, сектор обычных вооружений относится к тем областям, где российская промышленность может с успехом конкурировать на мировом рынке. Для президента Владимира Путина экспорт вооружений, который после распада СССР тоже был освобожден от идеологических оков, относится также к стратегически важным отраслям экономики. Рекордные доходы в прошлом году подтверждают, что он прав. Впервые после распада Советского Союза в казну Москвы поступили более 4,5 миллиардов долларов США. В этом году сумма должна составить добрых пять миллиардов долларов США.
Особым спросом пользуются боевые и транспортные самолеты, а также вертолеты. Их доля от всего экспорта составляет 60 процентов. На танки и бронированные машины приходятся, примерно, 30 процентов, в то время, как на боевые корабли и системы противовоздушной обороны, всего лишь около пяти-шести процентов.
В общей сложности военная промышленность России поставляет свою продукцию в 67 стран мира на всех континентах. Между тем, львиная доля экспорта приходится на две азиатские сверхдержавы Китай и Индию, которые вели бойкую торговлю еще в советские времена. На обоих крупных клиентов российской кузницы вооружений приходится в настоящее время до 80 процентов поставок.
В прошлом году китайцы и индийцы проявляли интерес, прежде всего, к современным боевым самолетам «Су-27» и «Су-30». Приобретали самолеты также Эфиопия и Алжир. Вертолеты поставлялись в Колумбию и во Вьетнам, системы противовоздушной обороны «Тор-М1» заказывала Греция.
Последние пять лет Россия проявляла значительную активность в освоении новых рынков. Посланники Москвы демонстрировали свою военную технику на каждой ярмарке вооружений в странах Персидского залива. Новыми клиентами планировалось сделать Кувейт, Объединенные Эмираты, частично Катар и Саудовскую Аравию. Но пока безуспешно.
Одной из причин этого является существующий до сих пор в России недостаток культуры сервиса. Оставляет желать лучшего понимание того, что должны даваться гарантии также и на поставку запасных частей и предоставление сервисных услуг.
Данное обстоятельство может поставить под угрозу в среднесрочном плане не только экспансионистские планы России, но и, возможно, повредить в скором времени уже и субстанцию достигнутого. При этом обращает на себя внимание не только конкуренция со стороны США и Израиля на считающихся традиционными российских рынках в Китае и Индии. Бывшие советские республики, такие, как Украина, Белоруссия и Узбекистан, тоже пытаются получить для себя кусочек пирога.
Другим препятствием для расширения экспорта является собственно позиция российской стороны, мол, необходимо разрабатывать и производить все виды вооружений самостоятельно. Ни один иностранец не имеет права знакомиться с тем, как производится российское вооружение, даже если оно уже давно устарело. Международное сотрудничество в этой области, являющееся предпосылкой для эффективной разработки и производства, Москва допускает лишь в исключительных случаях.
Но и технический и технологический уровень стран, являющихся пока еще импортерами, столь высок, что в будущем они могут предпочесть иное направление. Шутка российских торговцев оружием относительно поставок в будущем оружия из Китая в Россию, может вскоре стать реальностью, если в стране не будут проведены структурные изменения.