Неэффективность антитеррористической борьбы и коррумпированность армии становится причиной критики в адрес кремлевских властей.
В последнее время чеченский конфликт превратился в формальную дискуссию о том, что на самом деле происходит в республике: идет ли настоящая война или это лишь террористические операции. После взятия в заложники в октябре прошлого года почти тысячи человек, пришедших на спектакль в одном из московских театров, российское правительство, утверждающее, что в Чечне вовсю действуют террористы, было вынуждено более тщательно заняться политическими планами устроения будущего республики. Конституционный референдум, который должен гарантировать вхождение Чечни в состав Российской Федерации и изначально намеченный на конец этого года, был в экстренном порядке проведен 23 марта.
Похоже, что совершенное вчера зверское преступление - первый теракт, подобного масштаба после проведенного в марте референдума - это ответ сепаратистов на происходящие в республике изменения. Боевики отдают себе отчет в том, что после усиления в Чечне института политической власти, борьбу станет вести значительно труднее. Президент России Владимир Путин вчера заявил, что «действия подобного рода направлены на остановку процесса политического урегулирования положения в Чечне».
Но, несмотря на указанные обстоятельства, в адрес кремлевских властей постоянно раздается критика за то, что референдум был проведен в регионе, где жизнь людей ежедневно находится под угрозой. В Грозном, полностью находящемся под контролем федеральных войск, жители каждую ночь ложатся спать, не зная о том, проснутся ли они на следующий день или нет. Все они запуганы каждодневными ночными вторжениями в город вооруженных боевиков в камуфляже. Российские военные утверждают, что подобные вылазки совершают чеченцы, сепаратисты, в свою очередь, говорят, что это - солдаты. Зачастую можно услышать мнение, что спешка, с которой Кремль провел в Чечне референдум, сравнима с настоящим самоубийством. Потому как насилие в ответ на итоги голосования приведет к торможению процесса урегулирования ситуации в Чечне.
Слова тех, кто выступает с критикой в адрес Кремля, находят свое подтверждение даже в проведенных террористами операциях. Гуманитарные организации и организации по защите прав человека заявляют, что в первую очередь должна быть гарантирована безопасность гражданского населения республики. А после вчерашнего теракта в селе Знаменское раздались критические замечания и в адрес российских военных, которые не смогли предотвратить появление грузовика с взрывчаткой вблизи правительственного учреждения. Сам глава прорусской администрации Чечни Ахмад Кадыров выразил свое изумление тем фактом, что грузовик с взрывчаткой смог пройти сотни контрольно-пропускных пунктов, установленных солдатами российской армии, и взорвать здание администрации Знаменского района, где также расположены управления ФСБ и МВД. Теоретически это должны были быть самые надежно охраняемые строения в селе.
Аналогичные сомнения бросили тень на работу российских служб госбезопасности, когда в октябре прошлого года был захвачен один из московских театров. Захват заложников и резонанс, который это событие получило в мире, привел к еще большей критике в адрес Кремля. Каким образом группировка вооруженных чеченцев, имеющая при себе запас взрывчатых веществ, смогла преодолеть расстояние от Кавказа до Москвы и ни разу не была задержана и досмотрена? Та же самая картина повторилась 27 декабря прошлого года в Грозном, когда в результате взрыва начиненного взрывчаткой грузовика возле здания правительства республики погибло 80 человек.
После подобных промахов служб госбезопасности может сложиться ситуация, когда Россия будет вынуждена увеличить военное присутствие в Чеченской республике. Но, как заметил вчера председатель правительства Чечни Станислав Ильясов, увеличение числа российских военных на территории республики не гарантирует увеличения безопасности. «Неприязненное отношение между двумя сторонами существует уже на протяжении длительного периода времени, и невозможно предотвратить нападение террористов, увеличив число военных». В настоящий момент российское правительство по-прежнему делает ставку на проведение операций силами служб госбезопасности.
В ответ на критические замечания в адрес правительства, не сумевшего предотвратить вчерашний теракт, была проведена серия арестов и дан ряд обещаний, что власти непременно разберутся в случившемся. При отсутствии официальных объяснений сложившейся в стране ситуации, простые россияне нередко называют причиной всех бед России коррупцию. Это явление объясняет тот факт, что чеченские сепаратисты могут подобрать ключи к дверям, которые должны быть хорошо заперты.