Так называемую «нормализацию обстановки в Чечне» - фраза, которую Москва повторяет как мантру - нарушил очередной теракт, совершенный через несколько недель после призрачного референдума. Мартовское голосование должно было окончательно закрепить вхождение этого мусульманского региона в состав России.
И вновь грузовик, груженный взрывчаткой, был подорван возле здания местной администрации и унес с собой жизни как минимум 40 человек. В декабре прошлого года в результате подобной же операции было взорвано здание чеченского правительства в Грозном, тогда погибло 80 человек. В октябре прошлого года российские власти смогли "разобраться" с чеченскими боевиками, захватившими один из московских театров. Итог проведения освободительной операции - расстрел 41 террориста и смерть сотен заложников, отравленных газом. Сегодня вехами в современной истории этой северокавказской республики становится череда терактов.
В 1999 году серия взрывов, прогремевших в Москве - российское правительство утверждает, что это дело рук чеченцев, иные источники указывают, что в преступлении замешаны сами службы госбезопасности - унесла жизни 300 человек, подтолкнула Россию ко второй чеченской кампании и помогла Владимиру Путину добраться до вершин власти. Начиная с того момента российский лидер неоднократного заявлял, что конфликт разрешен, но каждый раз его слова опровергали сепаратисты, совершавшие очередной теракт. Ответственность за вчерашний взрыв Кремль незамедлительно возложил на главу чеченских сепаратистов Аслана Масхадова, который опроверг подобные обвинения.
В Чечне, где за последние четыре года погибли тысячи мирных жителей, к Путину особого доверия не испытывают. В марте в республике был проведен воображаемый референдум, характерными моментами которого стали: практически абсолютное единодушие по вопросу вхождения Чечни в состав Российской Федерации (96%), полное отсутствие наблюдателей и манипуляции со списками избирателей. Вслед за мартовским голосованием в декабре этого года должны пройти президентские выборы - еще одна попытка создать видимость порядке в регионе, живущем вне закона и опустошенном двумя войнами, прошедшими с момента распада СССР.
Факты же показывают, что в Чечне сложилась неконтролируемая ситуация. 80000 российских солдат, находящихся в республике, совершают всевозможные бесчинства, а различные группировки сепаратистов занимаются бандитизмом. В этом истекающем кровью регионе никто не следит за соблюдением прав человека, а характерными чертами системы правосудия стали проведение пыток и невыносимые условия содержания в заключении. Ощущаемая повсюду в республике атмосфера террора привела к тому, что в прошлом месяце Совет Европы потребовал от ООН создания трибунала, подобного югославскому, на котором могли бы быть осуждены и привлечены к ответственности те, кто замешан в совершении военных преступлений в Чечне.
Вчерашняя бойня в селе Знаменское вновь вернула Чечню в начало отсчета с трагическими координатами: война без правил, которую деморализованная и коррумпированная российская армия не в силах выиграть, и отсутствие со стороны Путина настоящей политической инициативы для урегулирования сложившейся ситуации. Инициативы чистой, вызывающей доверие и нисколько не похожей на подтасованный мартовский референдум. Однако, оценивая реальные намерения российского президента, создается впечатление, что он хочет оставить за собой право в любой момент убрать того лидера, который встанет во главе Чечни после выборов, намеченных на декабрь.