Москва, 14 мая 2003 года. Вчера Россия, которая стремится навести мосты после дипломатического разлада, вызванного войной в Ираке, призвала к расширению роли нового Совета НАТО-Россия во время его исторического первого заседания в Москве. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов предложил более широкую повестку для обсуждения на встрече 20 стран - участниц, включив в нее даже такие темы, как Ирак.
Его высказывания прозвучали в начале переговоров, в повестку которых входили различные вопросы, в том числе перспективная миротворческая роль НАТО в Афганистане - миссия, выходящая за рамки традиционной зоны ответственности этой организации в Европе.
Однако г-н Иванов также предостерег о потенциальном расколе, если четыре новых члена НАТО к лету 2004 года не ратифицируют Договор об обычных вооруженных силах в Европе, как того добивается Россия. Некоторые обозреватели в этой связи высказали свои сомнения по поводу глубины интеграции с НАТО, которой удалось достичь Москве посредством образования нового Совета.
Другие участники встречи в частном порядке подчеркнули, что Россия пока что не выполнила собственных обязательств относительно вывода своих войск из Грузии и Молдавии как предварительного условия выполнения обязательств по вышеозначенному договору тремя прибалтийскими государствами и Словенией.
Делегаты подчеркнули символическое значение встречи Совета в Москве, почти через год после инициативы Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) и Тони Блэра (Tony Blair), итальянского и британского премьер-министров, предложивших интегрировать Россию в качестве равноправного партнера в создаваемый заново Совет НАТО-Россия.
Эта инициатива последовала за улучшением отношений с Россией при президенте Владимире Путине, после распада в результате кризиса в Косово прежнего Постоянного совместного совета. Официальные представители России частенько жаловались на то, что этот Постоянный совместный совет работает по формуле "19 против одного", и что с ними консультируются только после того, как предложения НАТО окончательно сформулированы и одобрены.
После вчерашнего заседания Совета, на котором присутствовали министр иностранных дел и министр обороны России, состоялась встреча между генеральным секретарем НАТО лордом Робертсоном (Robertson) и г-ном Путиным. "Я ушел с этой встречи с большими впечатлениями, чем ожидал, - сказал один западный дипломат, присутствовавший на встрече. - Был достигнут большой прогресс". Однако, добавил он "фантом, который неотступно преследует Совет, это военная реформа (в России), где ставки самые высокие".
Один высокопоставленный дипломат США также подчеркнул достижения Совета за последний год, добавив при этом, что, хотя идея этого органа была предложена и одобрена политическими лидерами, а сотрудничество на министерском уровне было "отличным", "мы пока что не наблюдаем аналогичной активности ниже (этого уровня)", среди военных аппаратов.
Сам лорд Робертсон перечислил достижения Совета за прошедшие несколько месяцев, включая оценки угроз от терроризма и распространения ядерного оружия, поисково-спасательные операции, оперативную совместимость вооружения и техники, совместные учения и прогресс в области обороны от ракет малой дальности стрельбы.