Набил Шаат (Nabil Schaat) является министром иностранных дел в новом правительстве Палестины, которое возглавил премьер-министр Махмуд Аббас (Machmud Abbas).
"DW": Как Вы оцениваете итоги поездки государственного секретаря США по странам Ближнего Востока?
Шаат: Это был еще один упущенный шанс. Я уверен, что Пауэлл приезжал с добрыми намерениями. Он порядочный человек, раньше других поддержавший ближневосточный квартет (США, ООН, ЕС и Россия) и последний план мирного урегулирования, так называемый временной график. Оснований обвинять его в медлительности нет. Однако Ариэль Шарон (Ariel Scharon) позаботился о том, чтобы миссия Пауэлла оказалась неудачной. Шарон сообщил, что 20-го мая он будет встречаться в Вашингтоне с шефом Пауэлла президентом Бушем (Bush). Шарон, по сути дела, сказал Пауэллу: «Послушай, я буду разговаривать с твоим шефом. Поэтому мне действительно нет необходимости дискутировать с тобой». Шарон ни словом не обмолвился о «сетевом графике». Тем самым он позаботился о том, чтобы кровопролитие продолжалось и все последующие недели, этого можно было бы избежать. Напротив, мы, палестинцы, свою часть пути прошли. Мы открыто высказались в поддержку «сетевого графика» и уже выполнили условия. Мы разработали новую конституцию, назначили премьер-министра вместе с новым правительством, создали систему финансовой транспарентности и приступили к реорганизации аппарата сил безопасности. Израильтяне, в отличие от нас, вообще не захотели принимать во внимание «сетевой график».
"DW": Что должен был бы добиться Пауэлл от израильтян?
Шаат: Три вещи. Во-первых, Израиль должен был бы заявить, что он принимает «сетевой график». Этот план сам по себе содержит пассаж о том, что израильтяне и палестинцы одновременно заявляют о своем признании этого документа. Во-вторых, Израиль должен был бы одобрить создание контрольного механизма для определения виновников актов насилия с обеих сторон. В-третьих, израильтяне должны были бы проявить какие-то признаки желания создавать атмосферу доверия. Например, если бы они прекратили целенаправленные убийства и как-то смягчили ограничения, введенные на каждый день в оккупированных районах.
"DW": Премьер-министр Аббас, по всем признакам, встретится с Шароном прежде, чем тот отправится на встречу с Джорджем Бушем. Что скажет Аббас Шарону?
Шаат: Он скажет следующее: «Господин Шарон, мы готовы к миру. Пожалуйста, сделайте то, что сделали мы: признайте «сетевой график». Позвольте с этим известием обратиться к нашим гражданам и сообщить им об этом. Возникнет новая атмосфера. Ведь согласно опросам, «сетевой график» поддерживают 70 процентов израильтян. Я обещаю, что сделаю все, что в моих силах, чтобы этот план был реализован».
"DW": Саддама Хусейна (Saddam Hussein) свергли англичане и американцы. Сирии указали на ее место, сформировано новое палестинское правительство. Не настало ли для Шарона время, чтобы, например, ликвидировать поселения и дать согласие на создание палестинского государства?
Шаат: Я бы хотел этого. Я думаю, это логично, если исходить из нынешней ситуации. Но пока Шарон не подает никаких признаков того, что собирается двигаться в этом направлении. Вместо этого он создает новые препятствия, когда выдвигает старое требование о демократизации. Он требует, чтобы были уничтожены все террористические организации прежде, чем он что-то сделает. При этом Шарон понимает, что это невозможно, так как он, а не мы полностью оккупировал Западный банк. В результате, и это ему тоже известно, в таких условиях невозможно создать аппарат безопасности Палестины, который можно было бы воспринимать всерьез, и который бы воплощал в жизнь свои требования. Шарон хорошо понимает, что на улицах началась бы бойня, если бы мы со своим слабым полицейским аппаратом попытались покончить с организациями «Хамаз» или исламистским «Джихадом». Нам необходимо время, чтобы снова создать силы безопасности Палестины, уничтоженные Шароном. И нам необходимо время, чтобы вернуть доверие палестинской общественности. Дело в том, что благодаря акциям Шарона все большее их количество оказывалось в рядах экстремистских группировок.
"DW": Несмотря на громадные изменения, произошедшие после победы над Саддамом, в израильско-палестинских отношениях, кажется, почти ничего не изменилось.
Шаат: Теоретически изменилось все. Не существует больше угрозы Израилю со стороны Ирака, о чем постоянно говорили. Сирию поставили в известные рамки. А Колин Пауэлл сказал: «Президент инвестирует иракский капитал (политический капитал - ред.) в мирный процесс в интересах Палестины». Иными словами, Шарону вряд ли стоит опасаться угрозы со стороны арабского мира. К этому следует добавить, что большинство израильтян одобряет «сетевой график». У Шарона так же мало отговорок, как и у президента Буша. Одним словом, подождем, чем закончится их встреча.