Париж, 14 мая 2003 года. Недавно в одной из ведущих парижских газет появилась мистификация, в которой состояние трансатлантических отношений было доведено до абсурдной крайности путем описания воображаемого вооруженного вторжения Соединенных Штатов во Францию.
В этой сатирической публикации под заголовком "The Monde" (не путать с названием известной газеты "Le Monde") описывается, как войска США, Великобритании и Монако под командованием "генерала Чака Норриса" (Chuck Norris) высаживаются на пляжи Нормандии и загоняют президента Жака Ширака (Jacques Chirac) в подземные туннели, а также с помощью Микки Мауса (Mickey Mouse) и других персонажей мультфильмов, тайно работающих на Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США, захватывают парки развлечений "Диснейленд" компании "Euro Disney".
Это все, разумеется, глупость, пусть даже и забавная. Но следствием войны в Ираке стало то, что испортившиеся американо-европейские отношения ни у кого не вызывают сегодня большого смеха. Эта быстротечная и решительная война, которая вымела диктатора из Багдада, также омрачила дипломатический ландшафт в Европе.
Париж, Берлин и Москва готовятся к ожидаемому возмездию Соединенных Штатов за свою ведущую роль в антивоенном блоке в Совете Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН). Напротив, для побывавших в Вашингтоне на прошлой неделе с визитами испанских и восточноевропейских лидеров расстилали красную ковровую дорожку, что явилось осязаемой демонстрацией их нового, более высокого, статуса у благодарной администрации Буша-младшего (George W. Bush).
Правительства по всей Европе отчаянно маневрируют в атмосфере примиренчества, возмущения и расчетливости в момент неопределенности, касающейся не только отношений (Европейского) континента с Соединенными Штатами, но также и таких пострадавших в результате войны международных институтов, как ООН и Организация Североатлантического договора (НАТО), роль которых как опор мирового порядка сегодня оказалась под вопросом.
"В целом предпринимается попытка загладить разногласия, - сказал Мануэль Кома (Manuel Coma), аналитик проблем безопасности и обороны в мадридской аналитической организации "Real Instituto Elcano". - Но я думаю, что ущерб трансатлантическим отношениям, особенно американо-французским отношениям, очень велик, и это приведет к многочисленным переменам, часть из которых будет носить достаточно перманентный характер".
В Европе, по мнению г-на Кома и других европейских комментаторов, господствует мнение, что Вашингтон накажет Францию, проигнорирует Германию, простит Россию и вознаградит такие выступавшие за войну страны, как Испания и Польша.
Для правительства Ширака стала неожиданностью яростная антифранцузская реакция Соединенных Штатов, которую один французский аналитик политических проблем приписывает главным образом "ястребам" в министерстве обороны США. "У французов складывается впечатление, что в США, в самом деле, сегодня правят бал неоконсерваторы, сказал директор парижского Фонда стратегических исследований (Foundation for Strategic Research) Франсуа Хейсбург (Francois Heisbourg). - Судя по некоторым высказываниям, можно было предположить, что они собираются относиться к нам как к врагам, подобным Северной Корее. Не думаю, что кто-нибудь считает, что все это дойдет до такого идиотизма. Вот почему Ширак и (министр иностранных дел) Виллепэн (Dominique de Villepin) предпочитают особенно не разглагольствовать. Они выжидают время".
Недавно г-н Ширак встречался с лидерами Германии, Бельгии и Люксембурга, чтобы обсудить находящиеся в зачаточном состоянии планы в отношении независимой европейской оборонной политики, которая представляется главным образом как жест независимости от Соединенных Штатов. В то же время правительство Франции предложило Соединенным Штатам поддержку в ООН в вопросе отмены санкций против Ирака.
Пока что спектр возможных ответных мер Соединенных Штатов в отношении Франции остается неопределенным. "Я не думаю, что будут введены какие-то экономические санкции против Франции, - сказал один официальный представитель США, который предпочел остаться неназванным. - Мы все еще размышляем, что делать с Францией. Обсуждается множество вещей".
По мнению г-на Хейсбурга, Вашингтон, вероятнее всего, сократит поставки во Францию важных программных продуктов и прочих материалов, имеющих отношение к обороне. Франция, скорее всего, пострадает также в результате нынешней подозрительности Соединенных Штатов к ООН, которая является главным инструментом распространения французского влияния в мировом масштабе. Специалисты ожидают также, что охлаждение распространится на НАТО и обмен важной разведывательной информацией.
Следует иметь в виду, что американо-французская конфронтация вызревала многие годы. Напротив, американо-германские отношения были более тесными и менее проблемными. Сейчас Германия пытается снова завоевать благосклонность Соединенных Штатов.
У правительства (канцлера Германии) Шредера (Gerhard Schroeder) имеются серьезные внутренние проблемы: безработица, продолжающиеся затраты на воссоединение двух Германий, а также перспектива снижения самого благополучного в Европе уровня социального обеспечения населения. Г-н Шредер, как заявляет заместитель директора Исследовательского института Германского общества внешней политики (Research Institute for the German Council on Foreign Relations) Бернгард Мей (Bernhard May), не может себе позволить, чтобы длительное время сказывалось влияние "самого сильного кризиса в трансатлантических отношениях за 50 лет".
А потому Германия начала постепенно отходить от Франции, что заставляет говорить о том, что их партнерские отношения, оформившиеся во время дипломатической "войны против войны", имеют определенные пределы. Что касается немецко-американской дружбы, сказал работающий на правительство Германии аналитик Карстен Фойгт (Karsten Voigt), никакого долговременного ущерба не было нанесено. Иракские дебаты явились "разногласиями по одному политическому вопросу. Это не может рассматриваться как стратегическая перемена".
Рассмотрим теперь Россию. По мнению аналитиков, основополагающие стратегические реалии ускорят восстановление отношений с Москвой быстрее, чем с Парижем. Лилия Шевцова из московского Центра Карнеги сказала, что президенту Бушу-младшему срочно нужен президент Владимир Путин как партнер в войне против терроризма и распространения оружия массового поражения (ОМП). "В этом отношении сотрудничество между Соединенными Штатами и Россией, возможно, более важно, чем сотрудничество между Соединенными Штатами и Европой, - сказала г-жа Шевцова. - В силу своего геостратегического, геополитического положения в сердце Евразии Россия является самым важным партнером Соединенных Штатов".
Хотя г-ну Путину - по тем же причинам - нужны Соединенные Штаты, аналитики утверждают, что сложный дипломатический ландшафт станет для него проверкой. Россия должна научиться ладить с Америкой, в то же время сохраняя тесные связи с Европой, являющейся жизненно важным торговым партнером России.
Как для Соединенных Штатов, так и для России сама идея Европы стала более сложной при наличии расхождений, которые усугубились в результате войны в Ираке. Франция. Германия и немногие другие страны остаются настроенными против Великобритании, Испании, Италии, стран Центральной и Восточной Европы, предстоящее вхождение которых в состав Европейского Союза (ЕС) обусловит его более тесное сближение с Вашингтоном.
Признаком предстоящих перемен в ЕС является и то, что на прошлой неделе премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар (Jose Maria Aznar) пожинал плоды своей активной поддержки администрации Буша-младшего в ее войне против Ирака. Администрация США объявила, что замораживает банковские счета Batasuna Party в Стране Басков, которую правительство Испании запретило по причине ее тесных связей с террористической организацией басков-сепаратистов ЭТА (ETA). Г-н Буш-младший также сделал г-на Аснара своим посредником в делах Ближневосточного региона.
По мнению Хорхе Морагаса (Jorge Moragas), исполнительного секретаря по международным отношениям в Народной партии (Popular Party) г-на Аснара, исход иракской войны подтвердил мудрость политики Испании и недостатки идеи - проповедуемой главным образом Францией - что Европе следует быть противовесом гегемонии Соединенных Штатов. "Европа не может определять свое политическое лицо, исходя из оппозиции Соединенным Штатам, - сказал г-н Морагас. - Мы думаем, что это ошибка, создающая проблемы как для Европы, так и для Соединенных Штатов. Это ошибка, являющаяся продуктом соблазна определить свою идентичность в оппозиции к другой стране, которая, по вашему мнению, теоретически может быть угрозой для вас. Я не считают, что Соединенные Штаты угрожают европейцам, совсем нет. Европа и Соединенные Штаты принадлежат к одному и тому же миру, к одной и той же цивилизации".