Вот что нам известно о святых воинах "Аль-Каиды" и связанных с ней террористических групп:
Они убивают американцев и граждан других государств тогда, когда Израиль прилагает серьезные усилия для достижения мира с Палестиной, и когда Израиль не прилагает таких усилий. Они убивают американцев и граждан других государств тогда, когда США размещают свои войска в Саудовской Аравии, и когда они начинают их оттуда выводить. Они убивали американцев и граждан других государств тогда, когда Билл Клинтон всеми силами старался избегать конфронтации с Саддамом Хусейном (Saddam Hussein), и когда Джордж Буш (George Bush) свергнул иракского диктатора.
Они убивают американцев и остальных всегда, когда могут.
Это не имеет никакого смысла в рациональной, светской политической вселенной, которую западные государства и большинство стран развивающегося мира создали за столетия становления государств, деколонизации и свободной всемирной торговли. Поэтому нам нужны объяснения, которые помогут вернуть убийц и их мотивы в сферу нашего понимания.
План мирного урегулирования на Ближнем Востоке разработан исходя из подразумевавшегося предположения, что создание палестинского государства остановит террористов-смертников и их союзников. Теперь на администрацию Буша могут посыпаться обвинения в том, что ее кампания в Ираке стала причиной совершенного в понедельник в столице Саудовской Аравии зверского теракта, которого в ином случае могло бы и не быть.
Однако такие суждения игнорируют логику и не учитывают целей, преследуемых организаторами взрывов. Их мишенью является как раз та рациональная, светская политическая вселенная, которую мы инстинктивно - и ошибочно - используем для объяснения их поступков и их реакций. Они осуществляют свои акции не с целью создания еще одного арабского государства, а для того, чтобы превратить существующие в единую фанатичную теократию, которая сможет распространить свой контроль на другие цивилизации. Их намерения, какими бы сумасшедшими они не были, вполне очевидны.
Они представляют собой силы противодействия глобализации. Торговля и технологии позволили крупным корпорациям и американской рыночной экономике стереть границы между государствами. Смысл терактов заключается в том, чтобы сделать то же самое для исповедуемой террористами извращенной ветви ислама. И исходить из того, что "Аль-Каида" и подобные ей организации могут быть сдержаны переговорами или военными действиями - ошибочно и опасно.
Эти террористы должны быть признаны негативными последствиями глобализации, цели которых заключаются в разрушении, а не в переменах. Они пользуются возросшей смертоносной мощью, которую современные технологии позволяют упаковать в машину или катер. Также они манипулируют религией, чтобы обеспечить приток добровольцев на роль смертников. Не меньше виноваты и те, кто затем восхваляет бессмысленные разрушения как меру справедливости.
В нынешнем Ираке слабое проявление националистических чувств, как во время войны, так и после нее, стало сюрпризом. Иракцы не воевали за диктатуру, и не защищали свои города. Не взорвался в ярости и арабский мир. Даже первоначальная волна антиамериканских демонстраций в шиитских городах на юге страны стала спадать.
Администрация Буша к своему несчастью обнаружила, что иракцы в своей массе больше заинтересованы в мародерстве, мести и религиозных проповедях, а не в том, чтобы поставить страну на ноги, приложив к этому свои усилия. Предвоенные планы администрации совершенно не совпали со сложной послевоенной действительностью.
Длившийся десятилетиями кошмар диктатуры, постоянная война и бедность способствовали возникновению такой пассивности и преступности. Однако назначенная администрацией команда не сразу осознала необходимость решительного и властного разрыва с прошлым страны. Она даже рассматривала возможность опоры на режим партии "Баас".
На протяжении трех последних десятилетий Соединенные Штаты все глубже и глубже втягивались в связанные между собой религиозные и политические войны в Персидском заливе и Центральной Азии, не приходя к пониманию природы своего участия в делах региона. То же самое можно сказать и о израильско-палестинском конфликте, в котором США давно потеряли свой имидж честного посредника.
Америка имеет тенденцию недооценивать или минимизировать роль религии в политике внутри страны и за рубежом. А исламские фанатики - сунниты и шииты - воюют друг с другом и со всем миром в целом, используя Соединенные Штаты в качестве доступного глобального символа.
Создание палестинского государства соответствует долгосрочным интересам палестинцев и израильтян. И уход американских войск с баз в Саудовской Аравии сейчас имеет смысл. Конкретные шаги необходимо осуществлять, когда есть уверенность в их правильности, а не когда существует неуместная надежда на то, что они умиротворят террористов. Даже если бы Хусейн остался у власти, это бы так же не удовлетворило бы террористов. Они все равно бы нанесли удар при удобной возможности.
У Америки нет другого выхода, кроме как еще бдительнее относиться к собственной безопасности - и выслеживать, бороться и нейтрализовать фанатиков везде и всегда. Процедура выживания должна осуществляться шаг за шагом.