В номере за 15 мая в Le Monde опубликована коллективная статья 18 бывших высокопоставленных представителей администрации США. Большинство подписантов - бывшие госсекретари США и министры обороны США, представляющие как Республиканскую, так и Демократическую партии. В статье под заголовком «За обновление трансатлантического партнерства», опубликованной в номере Le Monde за 15 мая, в частности, отмечается: «В очередной раз мы вступили в решающий период в истории отношений Америки с Европой. В очередной раз мы участвуем в дискуссии, о которой говорят, что она разделяет нас, американцев и европейцев. В очередной раз тема нашей полемики - это обоснованность существования нашего союза и значение наших связей.
В прошлом также было немало дебатов такого рода. Более десяти лет назад завершилась «холодная война». Теперь, когда нам предстоят долгие и опасные годы непредвиденной войны против терроризма, трансатлантическое сотрудничество приобретает решающее значение, но позиция альянса кажется неопределенной. На память приходят эпизоды послевоенного периода. После 1945 года американцам и европейцам было непросто достичь согласия в вопросах об устройстве НАТО и ее программе. Смелые идеи, которые формировали американскую политику послевоенного восстановления Европы, были отвергнуты и расценены как наивные и даже опасные. Восстановить и перевооружить Германию? Осуществить создание союза в Европе?
Но и спустя более полувека в ситуации, когда обсуждаются другие смелые идеи, призванные защитить нас от новых угроз, концепция трансатлантических и внутриевропейских отношений все еще нуждается в доработке. В этой связи мы выражаем свою обеспокоенность. Так как сейчас некоторые наблюдатели в США и в ряде стран Европы высказывают мысль о том, что в конечном счете мы больше не нуждаемся в трансатлантическом партнерстве. Мы должны проанализировать обстоятельства, при которых появилось такое мнение.
Какой бы ни была причина горячих споров по обе стороны Атлантики, разногласия не должны наносить ущерб отношениям, которые мы поддерживаем с нашими европейскими союзниками. В момент, когда бои в Ираке прекратились, а консенсус между союзниками по НАТО все еще не восстановлен, должны быть предприняты серьезные усилия для обеспечения нашего эффективного взаимодействия со странами Европы.
Постыдные события 11 сентября 2001 года создали целый ряд новых реальностей и заставили нас обратить внимание на целый ряд появившихся опасностей. Но эти теракты не изменили нашей главной цели в отношении Европы. После «холодной войны» главной целью США было создание более сплоченной, расширенной и мощной Европы. Эта цель остается в силе и после 11 сентября. Сегодня, как и вчера, США и страны Европы связывает общность интересов и ценностей. Главная задача заключается в том, что в ситуации, когда наши интересы и ценности оказываются под угрозой, мы должны действовать как единая организация.
США хотят видеть Европу единой, что отвечает американским интересам на этом континенте. Единая и целая Европа должна оставаться стратегическим партнером США, но США и Европа могут играть взаимодополняющую роль, каждая из сторон по обе стороны Атлантики будет учитывать роль друг друга в сферах безопасности, экономики и политики. Это особенно важно теперь, когда ставится задача реализации невоенных аспектов совместной войны против терроризма. Причем если США и их европейские союзники будут действовать как единая и гармоничная сила, то терроризм будет побежден.
Главный элемент трансатлантического партнерства заключается в существовании стабильной Европы. Ничто из того, что могут сделать или сказать США, не должно восприниматься как пересмотр их обязательств в отношении Европы. Эта Европа, пережившая в первой половине прошлого столетия две мировые войны, сильно изменилась после 1945 года. Произошло это после того, как руководители США превратили европейский фактор в важнейший аспект своей политики балансирования.
В свою очередь, европейцы также должны дать американцам гарантии того, что последние будут чувствовать себя в Европе желанными гостями. Слишком многое из того, что происходит внутри Евросоюза, изображается некоторыми европейцами как намерение Европы бросить вызов интересам США. Было бы лучше говорить о намерении Европы развивать свое сотрудничество с США.
В рамках нынешнего Европейского Конвента и предстоящей межправительственной Конференции представители США должны участвовать в работе заседаний в качестве наблюдателей. Со своей стороны, США должны продолжать укрепление своих политических отношений с Евросоюзом. С этой целью, например, обе палаты американского конгресса должны активизировать свои контакты с Европарламентом, в том числе с его депутатами и заинтересованными делегациями. Цель состоит не в том, чтобы США стали членом Евросоюза, а в том, чтобы утвердить практику диалога и партнерства, которые являются предварительным условием принятия любого решения.
В предстоящие годы должен быть принят механизм, обеспечивающий непосредственную координацию действий между США и учреждениями Евросоюза. Нынешняя формула саммитов, объединяющих США и Евросоюз, не отвечает этой цели. В Европе не должно быть ни малейшего сомнения в необходимости укрепления партнерства с США. Центральная опора нашего партнерства с Европой - это Атлантический альянс, который является централизованной и мощной организацией. Сегодня, как и вчера, члены НАТО остаются приоритетными союзниками Америки.
На Балканах и в Афганистане НАТО доказала свою ценность в операциях, которые выходят за привычные рамки компетенции этой организации. Главная задача участников этого альянса - пересмотр его структур и возможностей с целью повышения эффективности. В этом контексте мы одобряем решения, одобренные на саммите организации в Праге. Одобренные на саммите реформы НАТО приведут к созданию новых мощностей и структур, в которых организация нуждается, чтобы соответствовать новым реалиям, сложившимся в мире после 11 сентября.
Вопрос об оборонном потенциале стран-членов НАТО приобретает особую важность. Увеличивающийся разрыв между военным потенциалом США и Европы затрудняет сотрудничество в сфере трансатлантической обороны. Конечно, США не вправе решать, каким должен быть объем оборонного бюджета европейских союзников. Однако надо признать, что дальнейшее увеличение разрыва в оборонных расходах США и Европы может привести к отрицательным политическим последствиям внутри альянса. Вот почему расширение сотрудничества в этой сфере между странами Евросоюза может способствовать повышению рентабельности европейского оборонного бюджета.
Также может быть полезным расширение трансатлантического сотрудничества в сфере обмена технологии и реформе системы экспортного контроля. Однако без увеличения ассигнований на военные цели расширение сотрудничества в оборонной сфере не будет эффективным. Европейские страны-члены НАТО и страны Евросоюза должны договориться о масштабах минимального ежегодного увеличения оборонных расходов.
Вероятная передислокация американских сил, размещенных в Европе, является логичной и не должна рассматриваться как мера наказания или шаг в сторону отказа США от взятых на себя обязательств. США должны принимать решение о такой передислокации только после согласования этого вопроса со странами НАТО. Эта передислокация будет осуществлена в рамках новой стратегии в условиях расширения НАТО и усиления роли этой организации. Разногласия, возникшие в НАТО в связи с войной в Ираке, не должны создавать препятствия этим планам.
В течение ближайших лет роль НАТО в войне против терроризма должна существенно увеличиться. С момента создания альянса одной из главных его задач было не только победить советскую политическую и военную угрозу, но и предотвратить возрождение многочисленных конфликтов, которые в прежние годы привели к увеличению нестабильности на всем континенте.
Реформы внутри НАТО и Евросоюза должны идти одновременно. Причем не надо противопоставлять друг другу эти две организации. У каждой из них свои задачи. К примеру, Евросоюз может создать инструменты, дополняющие механизмы обеспечения безопасности, уже существующие внутри НАТО. Процесс трансатлантического сотрудничества приобретет новое измерение после того, как европейский Конвент утвердит распределение полномочий между руководящими органами Евросоюза. США продолжат разработку проектов по восстановлению Афганистана и Ирака в тесном сотрудничестве с Европой.
Еще одна проблема, важность которой понимают по обе стороны Атлантики - это израильско-палестинский конфликт. С завершением боевых действий в Ираке квартет, объединяющий США и Евросоюз, Россию и ООН, должен активизировать мирный процесс. Ключ успеха мирного плана, поддержанного президентом США, состоит в реализации мер, которые гарантируют безопасность Израиля и определят условия создания палестинского государства.
Рост антиамериканских настроений в Европе вызывает законное беспокойство. К сожалению, эти настроения вызвали в США ответную антиевропейскую риторику. Политические лидеры по обе стороны Атлантики должны удержать эту волну. Мы сформировали эту группу, так как испытываем обеспокоенность по поводу появившейся в последнее время тенденции с обеих сторон Атлантики, которая рискует скомпрометировать те достижения, которым мы все, как и многие другие, посвятили большую часть нашей политической деятельности.
Разногласия между США и странами Европы, как и внутренние разногласия, угрожают нашей солидарности в момент, когда единство играет важную роль. Большая часть главных проблем XXI века по своей природе имеет глобальный характер, и американская администрация при их решении должна будет рассчитывать на понимание и поддержку европейских союзников. В сегодняшнем мире ни США, ни Европа не являются всемогущими, они нуждаются во взаимной поддержке, чтобы обеспечивать свою собственную экономическую и физическую безопасность, не говоря уже об угрозах за пределами их границ. Поэтому нам всем следует придать приоритет задаче возобновления трансатлантического партнерства".
ПОДПИСИ:
ДЕМОКРАТЫ: Мадлен Олбрайт (Madeleine K. Albright), бывший госсекретарь США; Гарольд Браун (Harold Brown), бывший министр обороны США; Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski), бывший советник по национальной безопасности; Уоррен Кристофер (Warren Christopher), бывший госсекретарь США; Уильям Коэн (William Cohen), бывший министр обороны США; Стюарт Эйзенштат (Stuart Eizenstat), бывший заместитель министра финансов США; Джон Хамри (John Hamre), бывший заместитель министра обороны США; Карла Хиллз (Carla Hills), бывший Торговый представитель администрации США; Сэм Нанн (Sam Nunn), бывший глава комиссии сената США по обороне; Чарльз Робб (Charles Robb), бывший сенатор.
РЕСПУБЛИКАНЦЫ: Фрэнк Карлуччи (Frank Carlucci), бывший министр обороны; Роберт Доул (Robert Dole), бывший кандидат в президенты США; Лоуренс Иглбергер (Lawrence Eagleburger), бывший госсекретарь США; Александр Хейг-младший (Alexander Haig Jr), бывший госсекретарь США; Ли Хамильтон (Lee Hamilton), бывший глава комиссии палаты представителей по иностранным делам; Пол О'Нил (Paul O'Neill), бывший министр финансов; Уильям Рот-младший (William Roth Jr), бывший сенатор и Джеймс Шлезингер (James Schlesinger), бывший министр обороны США.
Этот текст был подготовлен в рамках Европейской программы Центра стратегических и международных исследований (CSIS, Вашингтон) .Руководитель программы - Симон Серфати (Simon Serfaty).