Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Совету безопасности нужны ясные правила»

Интервью бывшего посла Польши в Германии Ежи Кранца

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Международное право никогда не функционировало отлично, но по прошествии лет оно стало сильнее. Его нельзя сравнивать с правом отдельных стран. Международное право является продуктом государств, обращается к ним, и они его толкуют. Не существует универсального суда, который бы реализовывал это право с использованием принуждения или мог бы определять незаконность какого-то действия. Но появление новых вызовов должно привести к появлению новых концепций

Ежи Кранц (Jerzy Kranz) в настоящее время работает по приглашению Берлинского университета над исследованием последствий террористических актов, совершенных 11-го сентября в США

"Der Tagesspiegel": Почему Польша приняла решении об участии в операции в Ираке?

Кранц: Для нас речь идет об эффективной политике для Европы и всего мира. На это ориентируется польская политика. Должна существовать структура, способная контролировать ситуацию. Для поляков это пока по-прежнему НАТО. Единой европейской политики безопасности и обороны пока не существует. На этом этапе американцы единственные, кто может гарантировать безопасность. Это показывает также пример Косово.

"Der Tagesspiegel": Многие политики и эксперты видят в иракском конфликте доказательство того, что международное право не справляется с угрозами, которые представляют собой диктаторы и терроризм. Это так?

Кранц: Международное право никогда не функционировало отлично, но по прошествии лет оно стало сильнее. Его нельзя сравнивать с правом отдельных стран. Международное право является продуктом государств, обращается к ним, и они его толкуют. Не существует универсального суда, который бы реализовывал это право с использованием принуждения или мог бы определять незаконность какого-то действия. Но появление новых вызовов должно привести к появлению новых концепций.

"Der Tagesspiegel": Придется ли изменять Хартию ООН?

Кранц: В некоторых моментах это было бы желательно, так как многие понятия являются неточными. Но практически это исключено. Тем не менее, международное право меняется, появляется новое толкование. Так стало ясно, что угрозой для мира на планете могут являться также внутренние конфликты, оружие массового уничтожения. Так называемые гуманитарные интервенции сегодня рассматриваются в качестве исключения из международного запрета на применение насилия, даже если они не подпадают под международные нормы. Ведется поиск новых оборонных конструкций, хотя зачастую возникает конфликт между двумя одинаковыми нормами: запретом на применение насилия и преступлением в отношении человечности.

"Der Tagesspiegel": Послужила ли война в Ираке дальнейшему развитию международного права или отбросила его назад?

Кранц: Ни то, ни другое. Здесь мы оказались перед совершенно новым явлением в международном праве, так как проблема распространения оружия массового уничтожения воспринимается сегодня намного острее, чем прежде. Можно не всегда видеть оружие и актеров, но понимаешь, что они рядом. Наука, занимающаяся международным правом, должна, видимо, по-новому сформулировать понятие о самообороне. В контексте новых угроз и международной практики. Другой вопрос, кто должен решать, когда применяется насилие. Это может быть ООН, а в случае, если Совет безопасности в своей деятельности парализован, - возможно, какая-то региональная организация, такая, как НАТО. Не может быть такого положения, когда международное право защищает в большей степени государство, чем его граждан.

"Der Tagesspiegel": ООН зачастую можно принимать за что угодно, но не┘

Кранц: Этого изменить одним махом мы не можем, так как Совет безопасности принимает решения не только по существующему международному праву. Ирак долгие годы водил за нос весь мир. Однако я могу представить себе, что Совет безопасности договорится о приемлемой процедуре на этот случай, разработает своего рода каталог критериев. Если возникает угроза миру, тогда используется многоступенчатое дипломатическое давление. Любое нарушение резолюции должно иметь следствием наращивание давления, и так вплоть до применения военной силы. Это должно увязываться со сроками. Совет безопасности должен сам заставить себя действовать.