Шимон Перес - бывший министр иностранных дел и премьер-министр Израиля
16 мая 2003 года. Чтобы "дорожный указатель" не почил в бозе еще до того, как у него появится шанс превратиться в зеленый свет для мирного процесса, вопросы, у которых мало шансов на разрешение - например, "право на возвращение" палестинцев - следует изъять из повестки "дорожного указателя".
Позиция Израиля по данному вопросу однозначна и поддерживается израильскими политиками всех мастей. Если миллионам палестинских беженцев разрешить вернуться в Израиль, это поставит под угрозу основы еврейского государства. Еврейское государство означает еврейское большинство. И Израиль не станет совершать политического самоубийства.
Право палестинцев на возвращение нужно будет реализовывать в границах палестинского государства. Мне известно, что палестинцы не станут публично соглашаться с этой позицией. Следовательно, по данному вопросу мы должны договориться об отсутствии договоренности, не позволяя отсутствию согласия мешать повестке, предусматриваемой "дорожным указателем".
Палестинское руководство должно незамедлительно осуществить план разоружения и роспуска различных вооруженных милиционных формирований на своей территории и сосредоточить решение вопросов безопасности единственно под своим контролем. Если этого не сделать, "Хамас" и "Исламский Джихад" начнут диктовать палестинскую позицию на переговорах и помешают попыткам продвинуться к миру. Правительство может быть демократическим или недемократическим, но страна, где нет единства в эшелонах власти, не может выжить.
Правительство Израиля должно выполнить свои обещания, данные не только нынешним, но и предыдущим составом, что деятельность по созданию новых поселений будет прекращена. Такая резолюция обсуждалась и была принята кнессетом, что делает ее юридически обязательной. То же самое было обещано и Соединенным Штатам, и это наше обязательство должно быть выполнено. Уже после нашего обещания были построены несколько сотен новых поселений, и их необходимо демонтировать. Так называемые обещание "болезненных уступок" [(премьер-министра Ариэля Шарона (Ariel Sharon)] не может заменить реальной проверки по поступкам.
Все заинтересованные стороны - "квартет" во главе с США [(куда входят также Россия, Европейский Союз (ЕС) и Организация Объединенных Наций (ООН), а также Израиль и палестинцы] - должны с самого начала договориться относительно движения в двух направлениях: вести борьбу против террора, как если бы переговоров вообще не было, и вести переговоры, как если бы не было борьбы против террора. Если одно станет зависимым от другого, то я сомневаюсь, что наш паровоз вообще покинет пункт отправления.
Борьба против террора - не подарок, который палестинцы предлагают Израилю. Террористическое - или даже полутеррористическое - Палестинское государство не имеет шансов увидеть свет. Но Израиль должен также сражаться с мотивами, ведущими к террору. Палестинский народ отдаст все силы борьбе с террором только тогда, когда станет ясно, что в случае прекращения террора он получит более солидные дивиденды, чем в случае, если террору будет позволено продолжаться.
Следовательно, явно в интересах самого Израиля нарисовать такой политический горизонт, который будет включать прекращение оккупации, согласие на границы на основе резолюций Организации Объединенных Наций (ООН) #242 и 338 и образование демилитаризованного, однако жизнеспособного и независимого Палестинского государства.
Мы не должны вновь упустить редкую возможность, которая нам сейчас предоставляется. Нам всегда было тяжело выпутываться из сложностей ситуации, и на этот раз это также будет непросто. Но, в отличие от прошлых случаев, потенциальный мир сегодня, кажется, пересиливает наш страх перед войной.