Когда европейцы прочли в газетах данные опроса, согласно которому 80% американцев было твердо уверено, что получает из СМИ достоверную информацию о «войне против террора», лица многих из них озарила улыбка, вызванная чувством собственного превосходства. Эта информация лишний раз подтверждала и без того известный нам факт: американцы - существа наивные - или даже тупые, с настолько же туманным представлением о мире, как в голливудских фильмах. Подобное простодушие, вкупе со слепой верой в универсальность собственных ценностей и политической системы, в подлость своих противников и в необходимость навязать свои порядки всему миру, делало американцев особенно опасными. И потому ничуть не удивительно то единодушие, с которым европейцы, придерживающиеся левых взглядов, а так же и часть правых европейцев, заклеймили военную интервенцию американцев в другие страны. Подобное единодушие становится подозрительно явным и действенным, когда интересы европейцев могут пострадать от американского миссионерства.
Вне всякого сомнения нам стоит противостоять политике, претендующего на гегемонию государства, последствия которой вряд ли можно назвать защитой демократии. Но не стоит ли обратить внимание на то, что поведение европейцев становится похоже на поведение американцев больше, чем бы мы сами того хотели? Разве мы не испытываем по отношению к ним того же самого чувства собственного превосходства, которое они испытывают по отношению к нам? Разве мы не убеждены, что наши ценности - да, наши, самые настоящие и демократические - необходимо во что бы то ни стало распространить по всему миру? А, кроме того мы - европейцы, точно также как и американцы, без малейших доказательств поверившие в существование в Ираке оружия массового поражения и поддержку Саддамом Хусейном террористов, поддержали «гуманитарное» вмешательство на Балканах. Причины балканской войны выглядели столь же неубедительно, как и те, что только что приводились для оправдания войны в Ираке. Например, необходимость остановить этнические чистки, которые теперь оказались выдумкой. И в том, что касается Косово, и в том, что касается бывшей Югославии мы безоговорочно верили самым ужасающим, а, зачастую, и урезанным новостям, скорее подходящим для желтой прессы, чем для тех источников, что дают проверенную информацию.
Мы, европейцы, также придумали и свою ось зла во главе с Соединенными Штатами: и вся наша изысканность заключается не в более утонченном мышлении, а в более образном языке. К этой, придуманной нами оси зла принадлежит и Израиль, который безусловно заслуживает самого серьезного осуждения за вопиющее нарушение норм международного права. Но максимум на что мы способны - это разочарованно пощелкать языком, услышав, что главная цель многих из государств-соседей Израиля - уничтожение евреев. Именно так: ни возвращение части своих территорий и ни стремление к соблюдению прав этнических меньшинств, а - уничтожение.
Нас нисколько не беспокоит, что Европарламент - этот хранитель универсальных ценностей - отказывается выяснить, на что идет помощь, выделяемая ЕС палестинским властям, хотя с каждым разом все больше крепнет уверенность, что средства эти идут на покупку оружия, а не на оказание помощи живущим в нищете палестинцам. Подобно американцам мы стремимся к соблюдению этических принципов, в данном случае - помощи угнетенному народу - однако при этом совершенно игнорируем результаты нашей политики.
Утробный антиамериканизм, в котором нас обвиняют многие сторонники войны в Ираке - реальный факт, состоящий из комбинации якобы обоснованного забвения собственной истории незаконных и кровавых вторжений и самым что ни на есть настоящим комплексом неполноценности.
Однако, сделав подобные выводы, нам не стоит оставаться пассивными. С одной стороны, когда мы будем вновь выступать против американского вмешательства в дела других государств - а такая возможность нам еще будет предоставлена - нам стоит задаться вопросом не только против кого мы протестуем, но и за кого? С другой стороны, нам необходимо быть столь же критичными и активными и в случае, когда США не принимают участия в конфликте. Практически никто не вышел на улицу с протестом против убийств в Заире, Руанде или Чечне: американцы в них не участвуют.
Идет работа над проектом по созданию европейских вооруженных сил. Возможно, нам представится случай продемонстрировать свой интерес и свое умение в конфликтах, в которых не будут участвовать американцы. Посмотрим, насколько тогда мы сможем спокойно воспринимать ту информацию, что появится в прессе.
Хосе Овехеро - писатель