Растущее насилие в мятежной Чечне, где на этой неделе прогремели устроенные террористами-смертниками два взрыва, может отбросить тень на ежегодное Послание президента России Федеральному собранию.
Для г-на Путина, который надеется получить полный контроль над парламентом и переизбраться в следующем году на второй срок, уменьшение негативных политических последствий, вызванных длящейся три с половиной года войной в Чечне, может стать важнейшей задачей.
Эксперты предполагают, что в его выступлении будут подчеркнуты достижения в создании условий для умеренного экономического роста, и его амбициозные планы по преобразованию раздутого бюрократического аппарата. Его короткие замечания по Чечне, считают эксперты, будут оптимистичными и представят российскую военную кампанию в этой республике как часть всемирной войны против терроризма.
"Формально, у Путина будет что сказать о некоторых успехах, - говорит Николай Петров, эксперт Московского Центра Карнеги. - Он заявит, что военная фаза конфликта завершена, и что началась мирная фаза. К сожалению, недавние события и общая обстановка в Чечне не предоставляют доказательств, подтверждающих эти достижения".
План Кремля предусматривает предоставление Чечне ограниченного самоуправления, и передачу функции борьбы с боевиками недавно набранной чеченской военизированной милиции. Первым шагом был осуществленный в марте этого года референдум, в ходе которого чеченцы подавляющим большинством голосов приняли конституцию, которая навсегда объединяет эту мусульманскую республику с Россией.
Хотя многие эксперты ставят под сомнение результат волеизъявления на референдуме, в ходе которого 96 процентов населения одобрили предложенную конституцию, даже некоторые критики Кремля говорят, что итоги голосования отражают степень усталости чеченского народа и его сильное желание мира после десяти лет войны, анархии и террора. Однако, по мнению аналитиков, одного стремления к миру недостаточно.
Несмотря на неоднократные обещания Кремля вывести войска, в республике продолжают обеспечивать безопасность и вести контртеррористические операции около 80000 военнослужащих. В столкновениях с боевиками каждую неделю погибает около десятка российских солдат. В прошлом году боевики стали прибегать к терактам в исполнении смертников, что редко случалось в Чечне раньше.
Российские официальные лица сообщают, что управление чеченским националистическим движением, которое вело в 1994-1996 годах войну с Россией за свою независимость, в последние годы было захвачено зарубежными мусульманскими группами, такими, как "Аль-Каида", которые принесли с собой жестокую террористическую тактику, в результате которой гибнут невинные граждане. Президент Путин не замедлил подчеркнуть, что террористический акт, совершенный на этой неделе в Саудовской Аравии, очень похож на взрыв, прогремевший в понедельник в Чечне.
Эта мысль, часто повторяемая Кремлем после событий 11 сентября 2001 года, возможно, помогла заглушить западную критику предполагаемых нарушений прав человека в Чечне. Однако, по мнению некоторых российских экспертов, информация о связи между чеченскими боевиками и международными террористическими организациями предназначена для иностранного потребителя. "Чеченское сопротивление не является делом рук "Аль-Каиды", и никогда таковым не было, - говорит независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр. - Возможно, некоторые чеченские группировки и получаю помощь из-за рубежа, однако главную поддержку их борьбе оказывает население Чечни".
Правозащитные организации утверждают, что российские войска прибегают к террористической тактике, в том числе и к убийствам даже умеренно оппозиционных чеченцев, чтобы заставить чеченцев принять установленные Кремлем условия мира. "Известная нам информация дает основания предполагать, что в составе федеральных сил действует группа, чьей задачей является похищения, пытки и убийства чеченцев", - говорит Олег Орлов, президент "Мемориала", единственной российской правозащитной организацией, постоянно присутствующей в Чечне.
Представитель лидера чеченских боевиков Аслана Масхадова Саламбек Маигов заявил газете "Коммерсант", что теракты смертников были осуществлены, возможно, не международными террористами, а озлобленными родственниками людей, убитых российскими военными. "Насилие порождает насилие, - сказал Маигов. - А чего еще ожидать в ситуации, когда ежемесячно в республике пропадают более 150 чеченцев".