Господа Ривкин и Кейси являются партнерами в вашингтонской конторе компании "Baker & Hostetler LLP"; в прошлом оба были государственными служащими в администрациях Рейгана (Reagan) и Буша-старшего (George H.W. Bush)
19 мая 2003 года. После падения Багдада прошел месяц, а никакого оружия массового поражения (ОМП) в Ираке не найдено. Разумеется, некоторые открытия еще могут быть сделаны. Однако уже сегодня критики освобождения Ирака подвергают администрацию США различным нападкам, начиная с утверждений о серьезном провале американской разведки и вплоть до обвинений США в двоедушии применительно к утверждениям, что санкции Организации Объединенных Наций (ООН) и инспекторы по вооружениям эффективно сдерживают иракскую угрозу.
Никакие нападки такого рода не способны подорвать фундаментальную законность иракской кампании или ее мудрость и все они не учитывают самого очевидного стратегического объяснения: Саддам Хусейн (Saddam Hussein) обманывал Запад относительно количества своего развернутого ОМП, отрицая, что оно вообще у него имеется.
В конце 50-х годов Никита Хрущев не стал развертывать советские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) первого поколения в больших количествах, потому что они были дорогостоящими, неточными и уязвимыми от первого удара США. Вместо этого он вложил силы и средства в разработку более совершенных стратегических систем оружия. Однако для того чтобы сохранить действенное "устрашение", поддержать агрессивную внешнюю политику и повысить советский престиж, г-н Хрущев применил хитроумный план дезинформации, призванный заставить Запад поверить в то, что Москва развернула МБР в количествах, которые были значимыми для стратегического баланса. "Мы, - сказал советский лидер, - делаем ракеты, как сосиски".
Этот план сработал, как магия - поначалу, по крайней мере. Якобы имевшееся "отставание в ракетах" Соединенных Штатов от Советского Союза было использовано молодым демократом из штата Массачусетс Джоном Ф. Кенеди для того, чтобы на президентских выборах 1960 года нанести поражение тогдашнему вице-президенту Ричарду Никсону (Richard M. Nixon). Советский Союз не только сэкономил миллиарды рублей, но теперь вместо матерого антикоммуниста г-на Никсона в Белом доме г-ну Хрущеву противостояли неопытные юнцы из привилегированных семей.
Разумеется, советская дезинформация в дальнейшем была разоблачена. И тогда, чтобы исправить якобы снизившиеся возможности устрашения, г-н Хрущев развернул свои ядерные ракеты малой и средней дальности стрельбы на о. Куба. Это вынудило г-на Кеннеди продемонстрировать свой характер, и г-ну Хрущеву пришлось отступить в конфронтации, которую Советский Союз не мог бы выиграть. Вскоре его "ушли в отставку".
Хотя отдельные детали стратегии г-на Хусейна были иными, в целом она была аналогична стратегии г-на Хрущева. Придя после поражения в войне в Персидском заливе 1991 года к выводу, что ОМП является гарантией выживания его режима (а чем еще можно было удержать коалиционные вооруженные силы от наступления на Багдад?), г-н Хусейн также, вероятно, думал, что его открытое владение арсеналом ОМП и нарушение им обязательств перед ООН будут чрезмерно провокационными. Соответственно, он предпочел средний курс - продолжить научные исследования и разработки ОМП. В то же время он, очевидно, сохранял пусть даже и небольшой арсенал ОМП готовым к применению.
Но последовавшее устранение г-на Хусейна от власти явилось следствием именно его хитроумного плана заставить весь мир - или, по меньшей мере, Соединенные Штаты - верить в то, что его арсенал ОМП более значителен, чем на самом деле. Этот план дезинформации, как это ни парадоксально, включал громкие утверждения, что у него нет ОМП, тогда как он своими действиями пытался создавать впечатление, что у него в действительности очень большой арсенал ОМП.
В целом г-ну Хусейну удалось заставить Соединенные Штаты поверить в существование больших запасов иракского химического и биологического оружия и в осуществление программы разработки ядерного оружия. Разоблачить г-на Хусейна было невозможно без того, чтобы отстранить его от власти. В конце концов план г-на Хусейна, как в свое время и план г-на Хрущева, провалился, что стоило иракскому диктатору его поста, а быть может, и жизни.
Разумеется, Ирак без г-на Хусейна стал лучше. Однако это не значит, что администрация США виновна в дезинформации. Совсем нет. Имевшиеся "факты" со всей очевидностью оправдывали предположение, что у г-на Хусейна имеется солидная программа разработки ОМП, и что он, несмотря на санкции ООН, намерен ее осуществлять. Администрация Буша-младшего (George W. Bush) пришла к совершенно оправданному заключению, что г-н Хусейн сохранил свой арсенал ОМП и что он никогда он него не откажется, если его к этому не принудят силой.
Даже понимание того, что арсенал ОМП г-на Хусейна, быть может (мы до сего времени не знаем этого наверное), окажется виртуальным, а не реальным, не способно задним числом оправдать стратегию "сдерживания" Ирака путем продолжения деятельности инспекторов ООН по вооружениям. Подобная политика предполагает, что международное сообщество "готово бесконечно сохранять режим санкций" против Ирака. Кроме того, никакие инспекции не способны помешать г-ну Хусейну быстро воссоздать его арсеналы биологического и химического оружия.
Вышесказанное заставляет предполагать, что выбор администрации Буша-младшего в пользу смены режима в Ираке был оправдан с точки зрения оценок угрозы от ОМП г-на Хусейна и представлял единственную возможность предотвращения этой угрозы.
Реальным уроком стратегического блефа г-на Хусейна стало не то, что в будущем вместо применения военной силы миру следует стремиться к получению неопровержимых разведывательных признаков наличия ОМП или осуществлять многолетний режим инспекций. Скорее, нужно сделать вывод, что нельзя терпеть наличие у государств-изгоев программ ОМП вне зависимости от того, имеется ли уже у них готовое оружие или только виртуальный арсенал, подкрепленный возможностями развертывания такого оружия "в нужный момент".