Вашингтон, 19 мая 2003 года. Американская экономика сегодня функционирует в уникальных для современной эпохи обстоятельствах. Федеральная резервная система США предостерегла об опасности дефляции после года, за который курс американского доллара относительно многих ведущих валют мира упал почти на 30%. Несмотря на слабость национальной валюты, доходы по облигациям Министерства финансов США упали до самого низкого за последние 45 лет уровня и оказались на 37 базисных пунктов ниже доходов по долговым обязательствам правительства Германии.
Падение курса доллара оказалось безболезненным для финансовых рынков США, потому что инвесторов не пугает дефляция. Неспособность доходов от облигаций подняться выше породила также политику милостивого пренебрежения в Вашингтоне.
Официальные лица Федеральной резервной системы говорят, что падение доллара составляет проблему для европейцев, а не для Соединенных Штатов. Министр финансов США Джон Сноу (John Snow) в выходные фактически отказался от политики сильного доллара, проводившейся при предыдущей администрации, опубликовав собственное определение того, что представляет собой сильная валюта. Она не включает рыночные цены.
Доллар начал ослабевать более года назад, однако в последние недели его падение ускорилось в силу трех нижеследующих обстоятельств.
Первое, рынки волнует, что фискальная политика администрации Буша-младшего (George W. Bush) может привести к росту дефицита федерального бюджета до 400-500 млрд. долл. и создать дисбаланс внутренних сбережений, которые увеличат дефицит текущего платежного баланса до 600 млрд. долл.
Второе, рынки встревожены тем, что США начали проводить империалистическую внешнюю политику, последствия которой для их финансового положения и отношений с другими странами не ясны. Соединенное Королевство в период, когда британская империя находилась в расцвете сил, имело крупный профицит текущего платежного баланса.
Не существует прецедентов для страны, играющей роль глобальной сверхдержавы при значительном дефиците внешних выплат. В годы "холодной войны" Соединенные Штаты были в состоянии финансировать свои расходы на оборону частично благодаря компенсационным программам совместно с другими странами. Немецкий "Bundesbank", например, накапливал доллары по принципу quid pro quo как способ компенсации оборонных расходов США в Германии.
Во время войны в Персидском заливе 1991 года Соединенные Штаты получили значительные субсидии от Японии, Саудовской Аравии и других стран. Если Соединенные Штаты станут проводить более унилатералистскую внешнюю политику, им придется взять на себя все расходы, не получая помощи от традиционных союзников.
И последнее, рынки усматривают вакуум в центре экономической политики США. При нынешней администрации отмечается высокая централизация властных полномочий в Белом доме. Единственные министры кабинета, присутствие которых на публике сильно ощущается, это государственный секретарь и министр обороны. Статус и влияние министра финансов снизились в период, когда этот пост занимал Пол О'Нейл (Paul O'Neill), по причине его язвительных замечаний по многим вопросам и его натянутых отношений с конгрессом США.
Г-н Сноу приложил большие усилия с целью налаживания отношений с конгрессом, однако рынки видят в нем скорее коммивояжера, чем архитектора политики. Лэрри Линдси (Larry Lindsey) и Гленн Хабард (Glenn Hubbard), люди, создавшие экономическую политику администрации, подали в отставку.
Как стало ясно из недавних комментариев г-на Сноу, Вашингтон не намерен ничего делать для стабилизации доллара до тех пор, когда будут сделаны крупные корректировки в ценах облигаций, которые могут поставить под угрозу усиление деловой активности на рынке жилья в США. Но в отсутствие угрозы американскому рынку жилья регулированием пусть занимается кто-то другой.
Другие институты экономической политики также слабы. Новый директор Национального совета по экономической политике сосредоточивает внимание скорее на внутреннем администрировании, нежели чем на оказании влияния на рынки. Митч Дэниэлс (Mitch Daniels), директор Административно-бюджетного управления (при президенте США), уходит со своего поста, чтобы заняться политикой в штате Индиана. Совет экономических консультантов изгоняют из Белого дома.
Кажется, экономической политикой сегодня заправляют политические советники Белого дома, а не традиционные правительственные институты, Фактически, Белый дом не сумеет организовать широкие слушания по вопросу ослабления доллара, пока с пресс-конференциями по данному вопросу выступает Карл Роув (Karl Rove).
Азия будет противиться падению курса доллара с помощью крупных рыночных интервенций. В Китае резервы иностранной валюты в этом году увеличатся с 280 до 330 млрд. долл. Резервы иностранной валюты Японии в этом году увеличатся с 500 до 600 млрд. долл. и к 2008 году достигнут 1000 млрд. долл.
Если Азия сумеет стабилизировать свои обменные курсы валют, Соединенным Штатам придется сокращать свой дефицит текущего платежного баланса посредством крупных девальваций относительно других мировых валют. Давление в пользу такой девальвации вызовет к жизни процесс конкурентной денежной рефляции относительно еврозоны, Великобритании, Канады, Южной Африки и других стран с плавающим обменным курсом. Эти страны будут вынуждены снизить процентные ставки, чтобы помешать их валютам вырасти относительно доллара.
Администрация Буша-младшего готова проводить активную финансовую и денежную политику, чтобы в преддверии президентских выборов 2004 года обеспечить заметное оживление экономики. Ее новая политика слабого доллара призвана оказать на другие страны давление, чтобы усилить свои позиции в вопросе внутреннего роста экономики.
В конце 1980-х годов Япония, проводя рассчитанную на стабилизацию доллара денежную политику, с помощью взлетевших до небес цен на землю и ценные бумаги создала дутую экономику. Предстоящая конкурентная денежная рефляция, скорее всего, также вынудит центральные банки сокращать процентные ставки куда сильнее, чем они ожидают. Если такое произойдет, президент Джордж Буш-младший не будет повторно избран. В 2004 и 2005 годах эффект Буша, возможно, будет ощущаться на многих рынках ценных бумаг.