Является президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) религиозным фанатиком или же он просто благоволит этим людям? Пожалуй, этот вопрос о президенте я слышал наиболее часто повсюду на земле Америки. Существует мнение, что г-н Буш-младший - христианский миссионер, обратившийся в хритсианскую веру в зрелом возрасте. Но есть и более циничное мнение, что вне зависимости от того, во что он сам верует, он пообещал отдать президентский портфель проповедникам из числа религиозных правых в обмен на их влияние на избирателей в ходе президентской кампании.
Мне понятна неловкость критиков от публичной набожности г-на Буша-младшего. Она способствует укреплению имиджа крестоносной надменности за рубежом и страху навязчивого морализма у себя на родине. Недавно нежелание президента обидеть сенатора Рика Санторума (Rick Santorum) - католического теократа, который полагает, что государству следует дать власть арестовывать гомосексуальных любовников в их спальнях или даже привлекать к уголовной ответственности супружеские пары, пользующиеся противозачаточными средствами - дало повод задуматься над тем, к какой такой вере пришел г-н Буш-младший.
Но мне доводилось беседовать с людьми, которые серьезно относятся к религии и хорошо знают г-на Буша-младшего, и я убежден, что представление о том, что в Белом доме окопались христиане-фундаменталисты, явно не соответствует действительности. Критики правы, утверждая, что религиозность г-на Буша-младшего является одновременно вдохновляющей силой его президентства и одним из величайших политических достоинств, однако не совсем в том плане, в каком они это себе представляют.
Я давно подозревал, что Господь Бог для г-на Буша-младшего является его программой из 12-ти этапов (предлагаемая американским обществом анонимных алкоголиков программа избавления от алкогольной зависимости - прим. пер.). В возрасте 40 лет г-н Буш-младший поборол привычку к пьянству, обратившись к религии. И он уверовал в Господа Бога без всяких сомнений, ибо тот ему помог.
О вере г-на Буша-младшего можно рассуждать с разных точек зрения. По церковной принадлежности он методист (представитель методистской церкви - прим. пер.). В плане теологии его назвали бы пиетистом (мистическое течение в протестантстве - прим. пер.), в соответствии с традицией, где религия является скорее делом сердца, нежели разума. Как ни назови веру г-на Буша-младшего, она предусматривает прямой контакт между верующим и Господом Богом. Для этого ей не требуется священник или какой-то иной посредник.
Не предусматривает вера г-на Буша-младшего и наличия какой-либо очень специфичной религиозной книги, кроме Библии. В среде новообращенных христиан Библию считают чем угодно, от сборника вдохновляющей поэзии до дословного рецепта для жизни. (Г-н Буш-младший не дает оснований считать его библейским дословником.) По словам тех, кто с ним долго общался, вера г-на Буша-младшего является в высокой степени субъективной. Она подталкивает его к тому, чтобы делать благие дела, но не говорит ему, что есть благо. Это вера без законодательной повестки.
Итак, каким образом религия сказывается на его президентстве? Либеральный христианин Грегг Истербрук (Gregg Easterbrook) считает, что, во-первых, г-н Буш-младший, чувствует себя более комфортно в обществе верующих христиан, нежели в обществе неверующих. Но это не сектантский комфорт. Г-н Буш-младший рассказывал, что породнился душой с российским президентом Владимиром Путиным, когда тот рассказал ему историю крестика, данного ему его матерью. Г-н Буш-младший удивил также ревностного мусульманина Реджепа Эрдогана (Recep Tayyip Erdogan), который сегодня является одним из руководителей Турции, заявив ему: "Ты веришь во Всемогущего и я верю во Всемогущего. Вот почему мы великие партнеры".
Пожалуй, для наших международных отношений не совсем безразличен тот факт, что англичанин Тони Блэр (Tony Blair) является, по словам одного британского репортера, "одним из самых откровенно набожных лидеров после Глэдстоуна (Gladstone)", тогда как француз Жак Ширак (Jacques Chirac) и немец Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) являются непоколебимо светскими людьми.
Таким образом, Господь Бог является своего рода братским рукопожатием, Он есть также надежный источник риторических цветистых выражений. Частое упоминание г-ном Бушем-младшим Всемогущего в его выступлениях режет уши мирским европейцам, которым, когда президент США говорит "Боже, благослови Америку", кажется, что они слышат также "И черт бы побрал всех прочих". Но г-н Буш-младший очень терпим ко всем верованиям, в поездках он регулярно отдает дань уважения церквам, синагогам и даже мечетям.
Труднее сказать, как его вера отражается на политике. Люди, знающие г-на Буша-младшего, утверждают, что он всегда пытается соответствовать принципам морали. И никто не знает, в какой мере на его отношение к проблеме влияет расчет и в какой мере - моральные устои. По многим проблемам морального свойства г-н Буш-младший пока что избегает донкихотских сражений. Он одобрил закон, запрещающий поздние аборты, однако не желает отменять принятое 30 лет назад решение Верховного суда США по делу "Ро против Уэйда" (Roe v. Wade), которое разрешило аборты - инициатива, которая явилась бы исключительно непопулярной. Он пока открыто не заявил - поскольку ситуация его к этому не принудила - считает ли он, что частное сексуальное поведение подпадает под конституционное право на частную жизнь.
Пожалуй, самый важный эффект религиозности г-на Буша-младшего, хорошо это или плохо, состоит в том, что она придает ему глубокую уверенность в собственной правоте, когда он принял решение действовать. Это наиболее заметно после событий 11 сентября в том, как он говорит о своей миссии сделать мир безопасным для демократии.
Некоторые слушатели думают, что это дерзость, мессианство, даже богохульство. Однако исследователь религии и политики Джон Грин (John Green) из Акронского университета считает, что для религиозного человека глубоко нормально так понимать задачу, которую на него возложила история. "Для Буша прийти к заключению, что это божественный промысел, - сказал он, - все равно что для водопроводчика в Акроне решить, что Господу Богу угодно, чтобы он накормил ленчем бездомных".
Что же до упорных слухов, что г-н Буш-младший следует указаниям правого крыла христиан, тут упускается из виду одна важная деталь: правое крыло христиан умирает. Их организации постепенно распадаются. Давно уже нет "Морального большинства" (Moral Majority). Сокращается численность "Христианской коалиции" (Christian Coalition). Помпезные "серые кардиналы" евангелизма вроде Джерри Фалуэлла (Jerry Falwell) и Пэта Робертсона (Pat Robertson) перестали оказывать влияние на политику.
В то же время многие местные религиозные активисты примкнули к Республиканской партии и сегодня являются частью партийной базы. Политический гений Белого дома Карл Роув (Karl Rove) разработал план расширения всемирного охвата верующих - посещающих церковь католиков, мормонов и иудеев, а также евангелистов - чтобы навсегда привязать их к Республиканской партии.
В таком случае интересно поговорить не о том, что г-н Буш-младший является пленником религиозных правых, а о том, что его окружение пытается сделать религиозных правых пленниками Республиканской партии.