21 мая 2003 года. Безусловно, победа (в Ираке - прим. пер.) принесла Соединенным Штатам и Великобритания не столько трофеи, сколько новые заботы, связанные с оккупацией хаотичного постхусейновского (Hussein) Ирака.
За прошедший после победы в Ираке месяц президент США Джордж Буш-младший пришел к мнению, что следует быть великодушным к Организации Объединенных Наций (ООН), которую он свое время предостерегал, что, если она не одобрит войну против Ирака, то окажется не у дел в этой стране.
А поэтому на этой неделе две державы обратились к Совету Безопасности (СБ) ООН с предложением проголосовать за резолюцию, которая, по сути, должна легитимизировать оккупацию, в то же время предусматривая для ООН очень ограниченную роль в деле управления Ираком.
А тем временем государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) путем обещания дипломатических уступок стремится подправить отношения между Соединенными Штатами и их главными предвоенными оппонентами: Францией, Россией и Германией.
Если все стороны пойдут на компромисс с целью принятия послевоенной резолюции, соотношение сил между Вашингтоном и ООН удастся хотя бы частично восстановить. Соединенные Штаты окажутся в меньшей изоляции и будут казаться менее унилатералистскими, в то время как ООН снова попытается стать глобальным игроком в деле разрешения конфликтов.
Соединенным Штатам нужен СБ, чтобы отменить международные санкции против Ирака и завершить программу "Нефть - в обмен на продовольствие". Эти меры, хотя теперь и бесполезные, остаются юридически обязывающими и дают Франции и России некоторые рычаги влияния при обсуждении предложенной коалицией резолюции о послевоенном обустройстве Ирака.
Оппонентам войны в Ираке удалось заручиться обещанием победителей в этой войне дать определенную роль "специальному представителю" ООН, чтобы облегчить процесс формирования международно признанного представительного правительства Ирака. Хотя Соединенные Штаты все так же будут держать ситуацию в Ираке под своим полным контролем, ООН будет разрешено, по крайней мере, сесть за стол, где будет решаться судьба послевоенного Ирака.
Коалиция держав-победителей предлагает не менее туманное решение проблемы нефтяных денег Ирака: поместить их на счет "фонда развития" в Центральный банк Ирака, но проводить международный аудит. Тем самым будет сделан шаг в направлении возвращения России многомиллиардных долгов, образовавшихся в результате предоставления Ираку кредитов и инвестирования в его экономику.
Пока не решено, будет ли разрешено инспекторам ООН по вооружениям вернуться в страну. Если Соединенным Штатам не удастся найти там биологическое и/или химическое оружие, вопрос об инспекторах ООН может снова оказаться в повестке дня. Если же Америка заявит, что нашла в Ираке запрещенное оружие, инспекторы ООН смогут проверить это утверждение.
Г-н Буш-младший, решивший теперь вернуться в лоно ООН, помог оживить деятельность института, который еще может ему понадобиться в будущем, по ходу войны с терроризмом.