Автор является директором Института земли при Колумбийском университете США
21 мая 2003 года. Люди во всем мире думают, что Соединенные Штаты воевали в Ираке за контроль над ближневосточной нефтью. Администрация Буша-младшего (George W. Bush) яростно это отрицает. Министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) публично объявил, что нефть не имеет никакого отношения к данной войне.
Данное расхождение во мнениях мешает восстановлению Ирака на каждом шагу. США добиваются немедленной отмены санкций Организации Объединенных Наций (ООН), чтобы ускорить процесс восстановления Ирака. Многие другие страны, в частности, Франция и Россия, выражают опасения, что резолюция ООН, которую проталкивают США, легитимизирует захват США иракской нефти.
Вскоре должна голосоваться пересмотренная резолюция Совета Безопасности (СБ) ООН по Ираку. Хотя кажется, что США сделали достаточно много уступок, чтобы эта резолюция прошла, возможно, единогласно, в действительности эти уступки были далеко не достаточны, чтобы рассеять подозрения, что эта война велась из-за нефти. Если США хотят рассеять эти подозрения - и обеспечить международное сотрудничество в деле восстановления Ирака, чтобы как можно быстрее уйти из этой страны - им придется сделать дальнейшие конкретные шаги.
Прежде всего, они должны согласиться отдать нефтяную промышленность Ирака под прямой контроль ООН до момента, когда администрация оккупационных войск в Ираке будет заменена суверенным иракским правительством. Однако пока что США движутся в противоположном направлении. Они назначили временного главу иракской нефтяной промышленности и подчинили его созданному ими консультативному совету под председательством американца Филипа Кэрролла (Philip Carroll), в прошлом генерального директора корпорации "Shell Oil". А для ООН в нефтяной промышленности Ирака предусмотрена роль, предполагающая мониторинг некоторых финансовых потоков, а отнюдь не принятие решений.
Соединенным Штатам следовало бы воздержаться от односторонних решений по новым контрактам на восстановление и разработку иракских нефтяных месторождений или от какой бы то ни было фундаментальной реструктуризации этой отрасли (например, от приватизации ее предприятий). Это должно стать заботой ООН.
В самом деле, всем странам следовало бы отказаться от ведения за спиной иракского народа переговоров о прежних и новых контрактах на добычу нефти. Что касается существующих контрактов и претензий к Ираку со стороны России, Франции и других стран, Соединенным Штатам следует уважать их. Советник Пентагона Ричард Перл (Richard Perle) недавно заявил российским средствам массовой информации (СМИ), что США аннулируют прежние российские контракты.
Если некоторые из этих контрактов в самом деле противоречат международному праву, отменить их следует посредством международных правовых процедур, включая прямые переговоры между суверенным иракским правительством и подрядчиками.
Администрации Буша-младшего следует принять меры к большей прозрачности любых связей между американскими деловыми кругами и восстановлением Ирака. Недавно выданные правительством США американским фирмам "Bechtel", "Halliburton" и "Fluor" контракты шокировали общественность по причине тесных связей этих компаний с определенными фигурами в администрации Буша-младшего и их вкладов в ведение избирательной кампании нынешнего президента.
Многие американцы удивляются, почему США просто не заберут себе нефтяные богатства Ирака, даже если это не было действительной целью войны. Ведь, в конце концов, что дурного в том, чтобы получить некоторую компенсацию за свержение Саддама Хусейна (Saddam Hussein)?
Ответ на этот вопрос следует искать в угрозе для демократии в самих Соединенных Штатах, а также в опасности для дела мира во всем мире. В США и без того уже существует высасывающая деньги политическая система, в которой близкие дружки получают политические поблажки посредством вкладов в избирательные кампании и без помех перемещаются из одной отрасли промышленности в другую, в Пентагон, в государственный департамент или в Белый дом.
Отсюда всего шаг до голого империализма, системы, в которой общественные расходы на военные авантюры мотивированы частным накоплением богатств, а кровь бедных людей проливается ради получения частных барышей. Если только США не станут делать больше в вопросе об иракской нефти, многие могут подумать, что они уже перешли черту.