В комментарии Натали Нугайред под заголовком «Владимир Путин отказывается от коренной реформы российской армии», опубликованном в номере газеты Le Monde за 22 мая, в частности, отмечается: «Реформа российской армии осуществлена не будет. По крайней мере, в ближайшем будущем. Владимир Путин практически признался в этом 16 мая, выступая перед обеими палатами российского парламента. Его речь в парламенте была призвана очертить главные контуры политики главы государства на период до 2004 года, когда он будет готовиться к выдвижению своей кандидатуры на второй президентский срок. «Мы нуждаемся в сильной, профессиональной и хорошо оснащенной армии, чтобы обеспечить счастливое и мирное развитие страны», - заявил он, добавив при этом, что лишь в 2008 году срок обязательной воинской службы будет сокращен с двух лет до одного года.
Тема перехода к профессиональной армии не нова, и в последнее время она бурно обсуждается в Москве. Война в Ираке только подстегнула дебаты. В российских СМИ делались жесткие сравнения. С одной стороны, СМИ изображали оснащенную новейшей технологией американскую армию, которая всего за несколько недель одержала победу над иракскими вооруженными силами. Правда, при этом некоторые российские обозреватели говорили, что США ожидает «новый Вьетнам». С другой стороны, российская пресса рассказывала о случаях массового дезертирства из российских воинских частей, а также об ухудшении ситуации в Чечне. Спустя четыре года после начала военной операции Москвы в Чечне на территории республики продолжается партизанская война, в результате которой российская армия продолжает нести потери.
В своем выступлении Путин, как ожидалось, должен был сделать выбор между двумя конкурирующими концепциями военной реформы. Первая была предложена Минобороны и Генштабом. Вторая концепция была предложена либеральной партией «Союз правых сил» во главе с депутатом Борисом Немцовым. Эта партия, отражающая идеи реформаторского крыла власти Путина, решила сделать указанную тему главным «коньком» своей предвыборной кампании в преддверии парламентских выборов, намеченных на декабрь 2003 года.
Однако в своем выступлении президент не внес ясности в планы военной реформы. По мнению Маши Липман, эксперта Московского центра Карнеги, эта нерешительность президента является признаком того, что «после трех лет пребывания у власти Путин проявляет слабость. Он подвергается серьезному давлению со стороны соперничающих групп в структурах власти. Поэтому он не решается на радикальные шаги и занимает выжидательную позицию».
Российские генералы предлагают проводить реформы постепенно и к 2010 году создать армию, в которой четвертая часть личного состава будет сформирована за счет «контрактников», а оставшиеся три четверти солдат по-прежнему будут являться призывниками. Генералы просят выделить на свой проект реформ 138 млрд. рублей, что составляет примерно половину оборонного бюджета России в 2003 году, равного 11 млрд. евро (2,6 процентов от Валового внутреннего продукта). Запрошенная сумма, уточняют российские военные, должна быть направлена, главным образом, на строительство квартир для офицеров. «Это саботаж», - возмущаются окружающие Бориса Немцова либералы, которые предлагают Путину потратить всего 30-35 млрд. рублей, чтобы в течение предстоящих трех лет укомплектовать Вооруженные силы за счет «400 тысяч контрактников». По мнению либералов, срок военной службы должен быть сокращен до шести месяцев».
Российская армия сегодня насчитывает в своих рядах 1,1 миллионов человек. Призыв на военную службу продолжает оставаться болезненной темой для российских семей. Ежегодно в результате «дедовщины» в российской армии погибают сотни новобранцев. По данным властей, в 2002 году в результате неуставных взаимоотношений в армии погибли 800 военнослужащих, а согласно информации Комитета солдатских матерей, число погибших достигло 2 тысяч человек. Подсчитано, что только 12 процентов юношей, достигших 18 лет, призываются в армию, остальные пытаются любыми путями избежать воинской службы, заплатив взятку.
1-го июня правительство России должно одобрить окончательный вариант реформы армии. По мнению обозревателей, нерешительность властей в данном вопросе позволяет предположить, что «призыв на военную службу не будет отменен никогда». Депутат Госдумы генерал-полковник Эдуард Воробьев, который в 1995 году уволился из рядов Вооруженных сил в знак протеста против первой чеченской войны, не теряет надежды. Будучи членом «Союза правых сил», он выступает за переход к профессиональной армии.
«Вскоре в составе делегации я должен отправиться во Францию, чтобы изучить опыт военной реформы в этой стране. Конечно, не все можно перенять. Но урок войны в Ираке, где мы увидели развал армии Саддама Хусейна, показал, что Россия, протяженность границ которой составляет 60 тысяч километров, должна иметь мотивированные, компактные и подвижные вооруженные силы».