Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Джордж Сорос: Шанс для использования "мягкой силы" на Балканах

Военные действия на Балканах затихли, но будущий мир далеко не гарантирован

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В спорах вокруг Ирака проблемы Балкан оказались чуть ли не позабытыми. Однако Балканы являются жизненно важной частью Европы. Соединенные Штаты четко заявили о своем намерении сократить свое участие в делах данного региона, а потому главную роль в нем должен теперь играть Европейский Союз. В прошлом ЕС реагировал на негативные явления; теперь он должен сформулировать позитивное видение.

Автор является президентом Фонда Сороса и основателем Института открытого общества

22 мая 2003 года. В спорах вокруг Ирака проблемы Балкан оказались чуть ли не позабытыми. Однако Балканы являются жизненно важной частью Европы. Соединенные Штаты четко заявили о своем намерении сократить свое участие в делах данного региона, а потому главную роль в нем должен теперь играть Европейский Союз (ЕС). В прошлом ЕС реагировал на негативные явления; теперь он должен сформулировать позитивное видение.

Военные действия на Балканах затихли, но будущий мир далеко не гарантирован. Остается нерешенным вопрос Косово; союз между Сербией и Монтенегро является напряженным, в лучшем случае; подписанное в городе Охрид (Ohrid) соглашение между славянским большинством и албанским меньшинством Македонии подвергается нападкам со стороны потерпевших поражение политиков, которые теперь пытаются разделить страну; а Дейтонское (Dayton) мирное соглашение, положившее конец боевым действиям в Боснии, является слишком сложным.

Саммит ЕС 21 июня в городе Тессалоники (Thessaloniki) предлагает идеальную возможность разработать имеющую ясную цель повестку для Балкан. На этом саммите будут наведены мосты между президентскими республиками Греция и Италия, обе из которых имеют важные интересы в регионе. Впоследствии ЕС будет слишком занят собственными конституционными проблемами и приемом 10 новых членов, чтобы иметь время для последовательного решения проблем Балканского полуострова.

До сего времени ЕС пытался отложить решение проблемы Косово, сохраняя несуществующий статус-кво. Вот почему Балканам был навязан новый союз между Сербией и Монтенегро. Подобная политика затормозила процесс восстановления. Сейчас ЕС следует конкретно изложить, как он намерен решать оставшиеся вопросы, чтобы устранить препятствия к демократическому развитию.

Ему следует согласиться на последующую независимость Косово, которая давала бы гарантии сербам и другим меньшинствам. Организации Объединенных Наций (ООН) следует передать властные полномочия косоварам с очевидной целью подготовки Косово к независимости. Союз между Сербией и Монтенегро следует сохранить, однако ЕС не нужно препятствовать его распаду, когда закончится 3-летний срок. Боснию и Герцеговину нужно подтолкнуть к тому, чтобы пересмотреть навязанную ей Дейтонским соглашением конституцию, которая создала, как оказалось, слишком дорогостоящее и неэффективно функционирующее государство.

После этих изменений конференция ЕС должна будет подтвердить территориальную целостность всех политических единиц в Юго-Восточной Европе в рамках существующих границ. Это должно помочь успокоить страхи - в особенности Македонии - что независимость Косово означает дальнейший раздел Балканских государств. Это также было бы полезным, если ЕС, в конечном счете, удастся решить спор из-за названия Македонии.

И тогда ЕС понадобится пересмотреть свои главные инструменты политики: соглашения о стабилизации и о союзах с отдельными странами; сеть двусторонних соглашений о свободной торговле; финансовую помощь по программе Европейской комиссии "Cards". Эти инструменты работают, однако их следует дополнить другими.

Соглашения о стабилизации помогли создать основу для сотрудничества с ЕС, но этот процесс идет слишком медленно, чтобы оказывать значительное влияние на обстановку. Оптимистический прогноз вступления в ЕС таков: 2007 год - Хорватия, 2010 год - Сербия, Монтенегро, Македония и Албания и, возможно, 2015 год - Босния и Косово. ЕС следует подготовить "дорожный указатель" для членства. Иначе страны региона утратят мотивацию для проведения болезненных, но необходимых реформ.

Страны - участницы соглашения о стабилизации - пять государств западной части Балканского полуострова, Румыния, Болгария и Молдавия - подписали 21 двустороннее соглашение о торговле. ЕС распространил торговые преференции на пять стран западной части Балкан, однако это не позволило создать в регионе зону свободной торговли, потому что различные двусторонние соглашения требуют для импортируемых товаров разных сертификатов "происхождения". Европейскому Совету следует показать пример гармонизации таможенных процедур и усовершенствовать их до приемлемого уровня.

Программа "Cards" была начата поспешно, деньги были выделены лишь на начальный этап, и их не хватит до 2006 года, когда заканчивается бюджетный цикл ЕС. Финансирование программы в будущем не гарантируется, что грозит Боснии и Косово серьезным экономическим кризисом. В рамках своего "дорожного указателя" ЕС следует предложить новые формы помощи. Неизрасходованная часть предварительно выделенных новым членам ЕС фондов может быть переадресована странам западной части Балкан.

Германия и другие государства ЕС по причине своих финансовых затруднений, скорее всего, станут возражать против этих предложений. Как результат этого, на саммите в Тессалониках может быть утеряна перспектива логически последовательной балканской политики. Это было бы печально. Европейскому Союзу следовало бы показать, что он способен содействовать демократическому развитию Юго-Восточной Европы. Это стало бы привлекательной альтернативой строительству демократии с помощью военной силы.