Автор, сенатор-республиканец от штата Индиана, является председателем сенатской комиссии по международным отношениям
22 мая 2003 года. Связанный с ведением боевых действий этап нашей войны в Ираке закончился быстрой и решительной победой при минимальных боевых потерях. Этот внушительный успех сегодня оказался под угрозой. Нашим солдатам и администраторам приходится иметь дело с этническими и религиозными распрями, с угнетавшимся в течение длительного времени народом, с разрушенной войной инфраструктурой, которая и без того уже пришла в упадок в результате многолетнего невнимания и коррупции, с отсутствием в Ираке демократического опыта и с множеством радикальных духовных лиц, грабителей, гангстеров и будущих полевых командиров, все из которых пытаются занять образовавшийся вакуум власти.
Решимость президента Буша-младшего (George W. Bush), разработанный его командой план войны и мастерство военных нашей коалиции создали появляющуюся один раз на протяжении жизни поколения возможность изменить политический ландшафт Ближнего Востока. У Ирака имеются все ингредиенты, чтобы стать современным государством: образованное население, действующий аппарат государственных чиновников, традиции торговли и промышленности, а также огромные запасы нефти, чтобы приносить пользу его народу. Ирак, трансформированный из тирании в демократию, может стать трамплином для демократических реформ во всем регионе и для прекращения абсолютизма и притеснений, которые характерны для многих арабских правительств. Продемонстрировав, что мы вели эту войну во имя свободы, а не ради захвата земель или ради нефти, мы нанесем удар по устоявшемуся антиамериканизму, который подпитывает исламский терроризм.
Однако задача трансформации Ирака не будет простой, скорой или дешевой. Ясно, что администрация США недостаточно спланировала постконфликтный этап в Ираке. Меня заботит, что администрация Буша-младшего и конгресс пока еще не осознают истинных масштабов задачи, которая стоит перед ними, и не готовят к ней американский народ. Администрации США следует без обиняков заявить, что мы в данное время занимаемся в Ираке "строительством нации". Мы в Ираке строим будущее. Это сложное и неопределенное дело, которое не становится легче, когда кое-кто в Пентагоне начинает вести речь о стратегии быстрого ухода или отрицать, что мы заняты строительством нации. Дни, когда американцы могли выигрывать сражения и затем быстро возвращаться домой для парада, позади.
Общественности и конгрессу следует знать, во что мы ввязались. Начиная с сегодняшнего дня, сенатский комитет по международным отношениям будет проводить слушания, чтобы дать администрации США шанс поделиться своими планами с американским народом и начать дебаты по важнейшим вопросам будущего Ирака. Я хочу видеть доказательства того, что администрация США осознает, что ей придется длительное время заниматься вопросами создания стабильного, демократического Ирака, и понимает, что это ляжет трудной ношей на плечи американского народа. Конгресс США уже проголосовал за выделение 2,5 млрд. долл. на работы по восстановлению Ирака. Мы слышали оценки, что конечная цифра расходов может составить 100 млрд. долл. Я полагаю, что процесс восстановления займет не менее 5 лет.
Первый вопрос, который мы должны исследовать, такой: достаточно ли в Ираке наших войск? Вполне может быть, что вместо того чтобы сокращать численность наших солдат и морских пехотинцев, сегодня для восстановления законности и правопорядка нам потребуется направить в эту страну дополнительные силы.
В среднесрочной и более далекой перспективе мы должны проанализировать структуру наших сил: имеет ли Пентагон такие части, которые необходимы для стабилизации обстановки в промежуточный период, а в дальнейшем - для решения миротворческих задач, выполнения полицейских функций и подготовки местных блюстителей правопорядка? Если нет, то кто их предоставит? Вкладов какого рода следует нам ожидать от наших союзников? Только когда сотрудники гуманитарных организаций и прочие гражданские лица будут в безопасности от грабителей и воров, мы сможем продолжить миссию раздачи населению продуктов питания, восстановления больниц и ремонта систем водопровода и канализации. Иракский народ отреагирует позитивно, если мы сумеем наладить функционирование основных объектов инфраструктуры.
Нам также нужно выработать стратегию политической трансформации страны. Первоначальный срок, предусматривавший формирование временного иракского правительства к началу июня, сейчас представляется нереальным. Мы должны вычистить ненадежные элементы руководства партии Баас (Baath Party) и помешать взять власть экстремистам из числа шиитов, многие из которых связаны с Ираном и полны решимости создать в Ираке теократическое государство, причем мы должны сделать это так, чтобы не спровоцировать антиамериканские выступления. Некоторые официальные лица США ведут разговоры о 2-летней оккупации, однако им следовало бы учесть недавний прошлый опыт. К примеру, через 7 лет после заключения Дейтонских (Dayton) соглашений в Боснии по-прежнему остаются 12000 международных миротворцев.
Было бы безответственным - и не отвечающим интересам нашей национальной безопасности - уйти из Ирака прежде, чем он станет ответственным членом международного сообщества. Мы в таком случае создали бы инкубатор для террористических ячеек и полигон для террористической деятельности. Американский народ это знает. Недавний опрос общественного мнения в рамках программы изучения отношения к внешней политике (Program on International Policy Attitudes) показал, что подавляющее большинство опрошенных (86%) считает, что Соединенные Штаты "обязаны оставаться в Ираке столько, сколько требуется, пока там не будет создано стабильное правительство", и почти столько же опрошенных (73%) сказали, что преждевременный уход "был бы неразумным и аморальным".
Президенту Бушу-младшему следует разъяснить всем и каждому, что мы объявим "завершенной" нашу миссию в Ираке не на основании военной победы или прихода срока нашего ухода, а на основании того, какую страну мы оставляем позади.